Художник говорит кистью
Фестиваль «Денис Мацуев и друзья» — больше чем, праздник музыкального искусства. Потому что Денис Мацуев еще и президент Благотворительного фонда «Новые имена» имени Иветты Вороновой. Потому что вместе с ним и с музыкантами из столицы восьмой год подряд приезжают педагоги ведущих музыкальных вузов России. В те же дни, когда идут концерты, они занимаются с учащимися музыкальных школ и школ искусств Томской области на мастер-классах, отбирают лучших из лучших, и самые лучшие становятся стипендиатами Фонда и получают путевку в Международную летнюю творческую школу «Новые имена» в Суздале.
С этого года к педагогам-музыкантам присоединились педагоги-художники. Внимательно перечитав Положение о поддержке региональных талантов, организаторы фестиваля «Денис Мацуев и друзья», в число которых входит Томская областная филармония, обратили внимание на то, что Фонд «Новые имена» поддерживает не только юных музыкантов, но и юных художников, а также танцоров и поэтов. «А почему бы не расширить сферу влияния музыки в сторону изобразительного искусства?», — подумали в филармонии. И впервые за 8 лет в конкурсе на соискание звания стипендиата и получения путевки в Международную летнюю творческую школу «Новые имена» в Суздале были допущены юные художники.
В оргкомитет Филармонии поступило 50 заявок из школ искусств и художественных школ города. Региональное жюри в составе Марины Васильевой, заведующей отделением изобразительных искусств ОГАПОУ «Томский Губернаторский колледж культуры и искусств», члена Союза художников России, члена международной ассоциации изобразительных искусств – АИАП ЮНЕСКО, Татьяны Завьяловой, доцента кафедры дизайна Института искусств и культуры Национального исследовательского Томского государственного университета; члена союза художников России, Евгении Сосниной, ассистента кафедры музыкального и художественного образования Томского государственного педагогического университета, отобрало 12 работ 12 учащихся школ искусств Томска и Томской области.
Двенадцать плюс одна
Однако перед началом мастер-классов для художников, который проводила Мария Маркелова, преподаватель Московского колледжа им Г. Вишневской, обнаружился неожиданный расклад: двенадцать плюс одна. «Лишней» оказалась тринадцатилетняя Алина Новосельцева из Парабели. Педагогу Детской школы искусств им. Заволокиных Елене Пличко вместе с Полиной Арестовой разрешили привезти в Томск еще одно юное дарование как вольнослушательницу мастер-классов.
Но талант никогда лишним не бывает. Желание девочки поехать за сотни километров, чтобы получить советы опытного московского педагога, и желание наставников сельской школы таким образом предоставить учащимся новые знания – лучшие свидетельства правильности принятого решения в пользу расширения сферы влияния «Новых имен». Тем более юные художники не просто приняли участие в мастер-классах: их лучшие работы украсили Органный зал Томской филармонии во время Гала-концерта стипендиатов Благотворительного фонда «Новые имена» имени Иветты Вороновой. Свои навыки быстрого эскиза они применили и на концерте второго фестивального дня «Денис Мацуев и друзья».
Острое, сложное, полезное
В три часа по полудню 21 сентября 13 девочек сидели перед аудиторией Губернаторского колледжа культуры и искусств, где должен был проходить мастер-класс. На лицах застыло тревожное напряжение, как будто им предстояло войти в кабинет к стоматологу. Неизвестность, новая обстановка (многие впервые оказались в колледже, где учат «на художников») и предстоящая конкурсная работа заставляли волноваться. Но стоило им войти в аудиторию, увидеть постановочный натюрморт, как тревога, сомнения и все ненужные мысли мгновенно испарились.
Атмосфера быстро превратилась из экзаменационной в рабочую: белые ватманские листы крепились на подставки, гуашевые краски, кисти и карандаши заняли свои места рядом с мольбертами. Тринадцать пар девичьих глаз внимательно изучали группу предметов, расположенных у стены по центру.
Мария Алексеевна Маркелова называла «острым» и «сложным» то, что на взгляд постороннего человека острым не выглядело и сложным не казалось: большую керамическую вазу, стоящую на кубе, рядом еще керамические сосуды – вазы другой формы и размером меньше, драпирующие ткани – черную, синюю, темно-зеленую и две светло-зеленых, раму для холста и картину в раме, палитру с кистями…
— Ваша задача – сделать композиционный натюрморт на разные решения: пластические, тональные, цветовые, — объясняла Маркелова. – Мы с Мариной Николаевной (Васильевой – прим. автора) поставили вам многоярусный сложный натюрморт, в нем несколько планов. И в этой сложности – повод для вдохновения. Вы не привязаны к нему жестко. Можете выбирать любой формат – горизонтальный, вертикальный, вписывать натюрморт в квадрат. В зависимости от этого можете либо брать целиком постановку, либо ее отдельные фрагменты. Обязательно делайте несколько эскизов, пластических и тональных. И выход. Он должен быть цветным. И помните, натюрморт должен красиво располагаться на листе.
Под «выходом» Мария Маркелова подразумевала готовую композицию, выполненную в цвете. Почему композиционный натюрморт – задание полезное? Потому что развивает художественное мышление.
— Человек воспринимает мир глазами, руководствуясь своими впечатлениями, и преобразует их по-своему. Поэтому один и тот же объект, один и тот же вид мы воспринимаем субъективно, — размышляла вслух педагог, пока дети настраивались и делали первые карандашные наброски.
Мария Маркелова более 20 лет преподает в художественно-музыкальном колледже имени Галины Вишневской, постоянно проводит мастер-классы по всей стране, с Фондом «Новые имена» сотрудничает уже три года, ведет занятия и в Международной летней творческой школе «Новые имена» в Суздале.
— Интересно наблюдать творческий рост тех ребят, которые приезжают в Суздаль, — рассказывает она. – Как правило, потом каждый стипендиат участвует в конкурсах профессиональных художников. Несколько девочек участвовали в Москве на конкурсе имени Александра Дейнеки, который проводит наш колледж. Главная проблема детей из дальних регионов – проблема отсутствия насмотренности. В Ноябрьске, например, школа искусств прекрасно оборудована, такого нет даже в московских вузах, в той же Суриковке, но при этом, когда я общалась с детьми и спрашивала, а знаете такие имена художников, как Виктор Попков, Александр Дейнека? Молчание мне было ответом. Для нас эти художники – наша Библия. Так что мастер-классы это еще и просветительская работа.
А то, что стипендиаты получают возможность пожить в Летнем лагере в Суздале две недели, пописать на пленэре, отдохнуть и поработать – это супер! Интересно и полезно. Они делают выставки, смотрят на других, на себя глазами другого. Если мастер-классы внутренне меняют человека, расширяют творческие горизонты, то и Летняя школа – однозначно! Там дети наравне с педагогами рисуют и выставляют свои работы. Включенность в процесс – очень важна. Каково осознавать, что твоя работа рядом с работой мэтра?! Это поднимает самооценку. Это очень большой для них рост! Да и просто побывать в таком прекрасном русском городе, как Суздаль – это прекрасно.
По итогам работы на мастер-классах и отобранным для выставки работам Марии Маркеловой, Марине Васильевой и другим членам жюри предстояло отобрать всего одного стипендиата.
«Не думаю, что рисовать – это сложно»
Второй день мастер-классов начался с поиска нужной тональности. Краски на палитре смешивались решительно. Все нашли свое пластическое решение и дорабатывали по цвету и тону…
Все двенадцать кандидатов имели равные шансы получить стипендию фонда «Новые имена» и путевку в Суздаль. В конкурсе участвовали учащиеся 1-й и 2-й художественных школ Томска, школы искусств № 3 Томска и Парабельской детской школы искусств им. Заволокиных. В портфолио каждого претендента – участие в выставках, как региональных, так и всероссийских. Некоторые, как Ангелина Бан из первой «художки» и Полина Арестова из Парабели, настолько активны, что уже успели провести и свои персональные выставки.
— Полина на выставку в Парабельской картинной галерее выставила 94 работы. Конечно, были и небольшого формата картины. Но главное – она сделала их в течение года. Очень трудолюбивая девочка. И, безусловно, талантливая, — говорит о своей ученице Елена Пличко. – Я не очень приветствую, когда дети приходят в художественную школу в младших классах, но Полина – особый случай. Ее привел папа. Он работает у нас в МЧС, и сначала он обратился к нам, чтобы наша школа помогла провести их корпоративный конкурс рисунков на тему пожарной безопасности, а потом доверил нам свою дочь. И девочка оказалась с хорошим чутьем художника, хотя в семье никто искусством не увлекался. И она совершенно бесстрашная. Мы ездили с ней в Питер на конкурс, она рисовала под журналистскими камерами, ничуть не смущаясь чужого присутствия.
В Томске на мастер-классах Полина тоже не смущалась, не боялась. Но переживала, что к ней педагог не подходит. Прислушивалась к советам, которые Мария Алексеевна давала другим девочкам.
«Обостряйте. Можно вытянуть по вертикали натюрморт, — говорила Маркелова, останавливаясь около 13-летней Даши Селезневой. — Работайте с форматом свободно». «Эскизы можно покрупнее. Не мельчите. Уравновешивайте. Чтобы все не ушло налево. Или направо», — направляла внимание Дарьи Дюсенбаевой из 3-й школы искусств.
— У нас не экзамен, а творческая мастерская, — напоминала всем Мария Алексеевна, чтобы подбодрить девочек и погасить ненужную нервозность.
Желаю вам трудиться
В полдень 22 сентября наступило время подвести итоги.
— Вы все вызываете у меня большое уважение, — сказала Мария Маркелова. – Вы любите рисовать. А это главное. Всем желаю успеха, чтобы вы реализовали те качества, которые у вас от природы есть и которые я отметила в ходе занятий. Желаю вам трудиться. И в первую очередь не за деньги, не за гранты, не за славу, а потому, что вы любите рисовать. Все остальное придет потом. Обязательно придет. Если вы чем-то занимаетесь преданно, все приходит. Желаю вам любить рисовать. У вас прекрасный город! У вас такие необыкновенные дома. Тут такие композиции можно делать!!! Художник должен работать. Делитесь своим взглядом на Томск с теми, кто живет не в таком прекрасном городе. Художник говорит кистью. Рассказывайте о себе и своем городе.
После таких вдохновляющих призывов и замечания из уст столичного педагога воспринимались как напутствие. Мария Алексеевна подробно, точно и в то же время деликатно оценила работу каждой участницы, делая акцент на сильной стороне художественного решения. Кого-то хвалила за цветовое решение, кому-то говорила, что не надо закапываться в детали и быть лаконичнее в выборе красок, тут же давала советы всем работать на конкурсах только в той технике, в которой уверенно себя чувствуешь.
После анализа работ всем участницам были вручены дипломы Благотворительного фонда «Новые имена» имени Иветты Вороновой. Сразу же обсудили эскиз будущей работы: хорошо бы провести пленэр в следующем году, который будет юбилейным и для Томска, и для известного томича – композитора Эдисона Денисова.
— Не могу сказать, что для меня было что-то сложное в задании, которое мы выполняли, — поделилась своими впечатлениями Ангелина Бан. – Я быстро нашла решение, что композиция должна быть вертикальной и старалась найти ту линию, которая бы объединила большую вазу и мелкие предметы. Мне кажется, у меня получилось, но зрители должны оценивать. Вообще не думаю, что рисовать – это сложно.
Окончательные итоги конкурса на соискание стипендии Фонда «Новые имена» были подведены на гала-концерте в Органном зале 23 сентября. Сам президент Фонда народный артист России Денис Мацуев назвал имена Полины Арестовой и Олеси Самборской, ученицы детской художественной школы № 1 Томска, в числе стипендиатов и вручил путевки в Международную летнюю творческую школу «Новые имена» в Суздале.
Благодарности и цветов удостоились и педагоги – Елена Пличко (Парабель) и Елена Христева (Томск).
На глазах победительниц и их педагогов блестели слезы радости…
Татьяна ВЕСНИНА
Фото: Елена АСТАФЬЕВА, Ксения ЧЕЧЕЛЬНИЦКАЯ
_