Здесь люди и музыка становятся друзьями...

Все хлопают. «Онегин» входит…

Томская областная филармония присоединилась к российскому проекту «На встречу с оперой»

Кто читал Пушкина, тот помнит, что Евгений Онегин едет не в оперу – «театра злой законодатель» спешит на балет. Но благодаря Чайковскому для многих поколений любителей оперного искусства, Онегин уже почти полтора столетия прочно ассоциируется с пением, а с 2016 года – и с Национальной оперной премией.

С апреля 2024 года специальный проект «Онегина»«На встречу с оперой» вошел и в жизнь музыкального Томска, а в июне солистки Томской филармонии Екатерина Клеменс и Елена Серова уже поют в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга вместе с мастерами оперной сцены.

ПОРА НАМ В ОПЕРУ…

Томск – город не оперный: нет своего оперного театра, нет консерватории. Зато есть любители оперного пения и… оперные голоса – вопреки всем выше перечисленным причинам. Это и есть идеальные условия для реализации Всероссийского проекта «На встречу с оперой».

Так считают его организаторы, они же – создатели и руководители Национальной оперной премией «Онегин», Благотворительного фонда имени Ирины Богачевой и академии «Авансцена» – заслуженный артист России, экс-солист Большого театра, «Геликон-оперы» Игорь Тарасов, театральный режиссер Ирина Гаудасинская и оперная певица, продюсер и педагог Инна Барышникова. В апреле они приехали в Томск, чтобы представить проект «На встречу с оперой» и познакомить жителей региона с высоким искусством оперного пения, а заодно найти в Сибири «самородки» и дать им шанс спеть на сцене Санкт-Петербурга.

О своем намерении подключить оперную «опцию» в неоперных регионах инициаторы проекта заявили на пресс-конференции в ТАСС (Санкт-Петербург). В ней приняла участие в режиме онлайн и директор Томской областной государственной филармонии, кандидат искусствоведения Наталия Чабовская, которая с готовностью откликнулась на инициативу петербуржцев.

Дав согласие на участие в проекте «На встречу с оперой», Наталия Чабовская, во-первых, напомнила о давней традиции томичей – своими силами ставить оперы. Того же «Евгения Онегина» в Томске пели еще в 1904 году – 120 лет назад! Практика Томской филармонии последних десяти лет свидетельствует о том, что интерес к оперному искусству не угасает: достаточно вспомнить мировую премьеру оперы «Ермак» Олега Проститова, написанную по заказу Томской филармонии. Во-вторых, она связала перспективу проекта с образовательным потенциалом региона: как экс-директор Томского музыкального колледжа она убеждена, что сотрудничество с ведущими специалистами в сфере вокального искусства дает шанс профессионалам и будущим вокалистам повысить свою квалификацию. В-третьих, Наталия Чабовская подчеркнула интерес томских слушателей в том, что проект дает возможность услышать лучшие голоса оперных театров Санкт-Петербурга и Москвы.

Так Томск вошел в число четырех городов (наряду с Барнаулом, Омском и Псковом), где проект начал реализовываться при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, а главной площадкой проекта в городе стала Томская областная государственная филармония. Именно здесь прошли мастер-классы, лекции и встречи с мастерами оперного искусства, которые посетили солисты филармонии и студенты вокальных отделений института искусств Томского госуниверситета и Томского музыкального колледжа имени Эдисона Денисова. Двухдневный визит организаторов оперного проекта (15–16 апреля 2024 года) завершился гала-концертом лауреатов премии «Онегин».

ИДИ НА ГОЛОС

– В чем феномен человеческого голоса?

Игорь Тарасов, задавая вопрос, не рассчитывал на быстрый ответ. Однако студентка-«теоретик» второго курса Томского музыкального колледжа не посрамила старейшее в Сибири образовательное учреждение: «Это энергия, которая воздействует на сердце и душу человека». «Это звуковая волна, которая несет информацию и воздействует на психику», – дала еще одно определение ее подруга.

– Не могу не восхититься такой аудиторий! Сразу отметили главное: голос именно ВЛИЯЕТ, – резюмировал гендиректор премии «Онегин».

Вместе с Ириной Гаудасинской, режиссером музыкального театра, президентом Благотворительного фонда имени Ирины Богачевой «Арт-Петербург», Игорь Тарасов прочел просветительскую лекцию «Иди на голос».

– Мы не случайно назвали свою неакадемическую лекцию для студентов «Иди на голос». В названии заложено много смыслов. Ведь что такое феномен человеческого голоса? Это инструмент, которым мы можем воздействовать на сознание и на душу другого человека. У певца, владеющим своим голосом, шансов больше. Вся история музыкального искусства показывает, как из «неоформленных» криков первобытного человека голос превратился в удивительный музыкальный инструмент, который заставляет людей плакать, смеяться, переживать бурю чувств. Идея «опера в неоперном регионе» хороша тем, что дает возможность приобщиться к чуду человеческого голоса. Разве не чудо, когда через голос тебе открываются новые смыслы жизни и искусства?!

В центре внимания слушателей оказалась не только эволюция голоса как феномена искусства, но и практическая и даже прагматическая сторона работы с голосом. На исторических и собственных примерах именитые гости показывали и доказывали, что умение владеть своим голосом может принести мировую известность.

Правда, одного голоса для успеха мало. Необходимо также заниматься продвижением своего таланта. Нужно уметь подать себя. Об этом аспекте деятельности вокалистов подробно говорила Инна Барышникова на тренинге «Личный бренд и чем ещё нужно обладать успешному певцу помимо голоса». Она дала практические советы, как написать и выиграть грант, как привлекать партнеров к вокальной деятельности. Именно на продвижение личного бренда и помощь молодым голосам в российских регионах и направлен проект «На встречу с оперой».

– Наша задача не только в том, чтобы привести в регионы потрясающих певцов и педагогов, но и в том, чтобы найти здесь прекрасные голоса, – говорит Инна Барышникова. – Потому что мы хотим показать и вокальную школу Сибири. Хочется еще показать, какие замечательные концертные площадки есть в регионах страны. А какая потрясающая публика! Проект работает в обе стороны. Мы не только учим, но и сами многое узнаем. Я рада, что в Томске нас так тепло встретили и студенты, и педагоги, и молодые певцы, и зрители, и в первую очередь Томская филармония.

ЕГО ПРИМЕР – ДРУГИМ НАУКА

– Пение должно быть слышно. Когда вы поете «Куда, куда вы удалились…», на фразе «весны моей» возникает носовой призвук. Он мешает – и мне, и вам. Мне слушать. Вам петь…

– Покричите «ау»! Смелее, смелее, как будто вы не в зале, а в лесу. Будете так скромничать, вас никто и не найдет, и не поможет… Еще раз! Вот – правильное движение – в низкое дыхание.

– Когда «Снегурочку» поете, особенное в момент таяния – волнуетесь. Но это даже трогательно. Вы большая молодец. Видно: профессиональная певица. Прекрасное колоратурное сопрано!

На мастер-классах Игорь Тарасов и Инна Барышникова учили, помогали, давали советы. Одновременно вслушивались, присматривались, примеряли – сможет ли тот или иной солист выступить на сцене Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга. Ведь именно там проходит финал проекта «На встречу с оперой». На одной сцене должны встретиться молодые голоса России и мастера оперной сцены, лауреаты премии «Онегин».

В Томске они приглядели двух солисток Томской филармонии – Екатерину Клеменс и Елену Серову. Обе – лауреаты международного конкурса «Романсиада».

– Я поздравляю вас, Наталия Игоревна! У вас две прекрасные колоратурные сопрано. Мы их приглашаем в Петербург на финал проекта «На встречу с оперой», – сообщила директор продюсерского центра «Авансцена» Инна Барышникова директору Томской областной филармонии Наталии Чабовской после прослушивания.

 

25 июня девушки вылетели в Санкт-Петербург. Сначала с ними будут заниматься педагоги «Авансцены», а завершится просветительско-образовательный проект гала-концертом с участием финалистов из регионов страны и оперных певцов Санкт-Петербурга и Москвы.

С тремя лауреатами премии «Онегин» девушки уже успели поработать в Томске. Солисты Мариинского и Михайловского театров, театра имени Станиславского и Немировича-Данченко – Виктор Коротич, Валентина Феденева и Николай Ерохин тоже провели занятия со студентами и начинающими вокалистами.

– На мастер-классах мы рассказывали, что, как и почему. Показали некоторые упражнения для диафрагмального дыхания, рассказали, как петь на форте, как освобождать головной резонатор. Эти приемы хорошо известны педагогам, но иногда нужен человек со стороны, чтобы студент услышал и стал выполнять, – делится впечатлениями Николай Ерохин, ведущий солист Московского академического музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко.

Сама судьба Николая – убедительный пример того, как надо относиться к голосу, который дан природой. С одной стороны, как к универсальному и уникальному инструменту, а с другой – как возможности с его помощью сделать карьеру. Уехав из Томска в 17 лет поступать в Новосибирскую консерваторию, бывший выпускник Томского колледжа культуры Николай Ерохин вернулся в родной город уже в статусе ведущего солиста столичного музыкального театра. В его портфолио – победа на международном конкурсе им. М.И. Глинки (2009), на Всероссийском конкурсе «Ромасиада без границ» (2013), на международном конкурсе оперных певцов им. Соловцова. За партию Лаца Клемень в опере «Енуфа» Яначека Николай Ерохин был отмечен премией «Онегин» в номинации «Мастера сцены». К слову, в год своего триумфа он приезжал в Томскую филармонию как член жюри Сибирского тура «Романсиады», и уже тогда оценил голоса томских солисток.

ЧЕМ ДОРОГ ТОТ, КТО РОДИЛСЯ НА БРЕГАХ НЕВЫ?

С полонеза начинались балы, которые посещал Онегин. С полонеза из оперы «Евгений Онегин» начался концерт лауреатов премии «Онегин» в Томске. Его великолепно исполнил Томский академический симфонический оркестр под управлением московского дирижера Игоря Берендеева, создав атмосферу для триумфа оперного искусства.

– Если вы в зале, значит, в Томске опера есть, – уверенно заявил ведущий концерта Евгений Шевелев перед тем, как дать слово инициаторам проекта.

– Мы хотели бы привезти вам настоящий оперный спектакль, но пока не можем это сделать, – извинился, улыбаясь директор Национальной премии «Онегин» Игорь Тарасов. – Однако в наших силах привезти к вам замечательных оперных певцов, которые будут петь без микрофона, как в настоящей опере. Это будет абсолютно живой звук, как на сцене, так и в оркестре. Значит, вы действительно пришли на встречу с оперой!

В Томск команда Тарасова привезла трех лауреатов «Онегина» разных лет. Правда, Онегина среди них не оказалось. И Татьяны тоже. Только Ленский, причем с томской родословной – Николай Ерохин.

Арией Ленского «Куда, куда вы удалились…» он напомнил землякам, что свой путь в оперу начинал с этой лирической партии. Она осталась в его репертуаре для концертного исполнения. Однако на театральной сцене сегодня он уже не поэт «с геттингенскою душой», а мрачный Герман. И превосходно справляется с этой ролью. В чем легко убедил томичей, исполнив арию «Что наша жизнь? Игра!».

После оглушительных оваций Николай Ерохин открыл свою тайну, которую хранил много лет: почему он стал петь классическую музыку.

– Однажды я попал на урок литературы к учительнице, которая ставила нам на уроках пластинки с операми. Именно тогда я первый раз услышал арию Радомеса из оперы «Аида» Верди. Правда, на русском языке. Сейчас не помню, кто это был. Я запомнил мелодию и уже на перемене пел эту арию. Ничего не бывает просто так. Вот тогда мой мозг и запрограммировал меня на оперное пение. Та опера на уроке литературы предопределила мою судьбу.

С этими словами лауреат национальной премии «Онегин» подошел к Людмиле Алексеевне Шило, которая присутствовала в зале, и вручил ей роскошный букет цветов. Овации учителю были не менее продолжительными и оглушительными, чем самому певцу за арии Ленского и Германа.

Хотя в репертуаре Виктора Коротича, солиста Мариинского театра, есть титульные партии из оперы «Евгений Онегин», и солистка Михайловского театра Валентина Феденева когда-то пела партию Татьяны в спектакле Донецкого оперного театра, но перед томскими слушателями солисты знаменитых петербургских театров появились в других образах: Роберта из «Иоланты» Чайковского, Фигаро из «Севильского цирюльника» Россини и Дон Жуана из моцартовской оперы, Каварадосси – из «Тоски» Пуччини; Графини Альмавивы и Церлины из опер Моцарта, Лауретты из «Джанни Скикки» Пуччини.

Каждый из этих образов хотя бы на несколько минут дал возможность окунуться в музыку больших опер, а артистизм исполнителей даже концертное исполнение превратил в театральное действо. Виктор Коротич заставил своего Фигаро отжиматься от пола, а Валентина Феденева великолепно сыграла простодушие и очарование Церлины и передала нежность Лауретты.

– Мы очень рады, что в Томске выступили лауреаты национальной премии «Онегин», – говорит Наталия Чабовская, – что томичи смогли познакомиться и услышать лучшие голоса страны. И очень отрадно, что в зале были не только слушатели со стажем, но и обладатели «Пушкинских карт». С Евгением Онегиным они познакомились еще в школе, но проект «На встречу с оперой» открывает перед ними дверь в мир высокого искусства. Рады мы и тому, что заметили наших солистов. Очень надеемся, что проект будет иметь продолжение, и мы еще не раз будем принимать на нашей сцене лауреатов национальной оперной премии «Онегин».

Текст: Татьяна ВЕСНИНА
Фото: Ксения ЧЕЧЕЛЬНИЦКАЯ