Неизвестное и неисполняемое ранее произведение И.С. Баха – Чакона и фуга ре минор – открыла Второй органный фестиваль «СибирьFEST», который проводит Томская областная государственная филармония. Он продлится до 30 ноября. В день его закрытия, во Всероссийский день органа, в рамках своеобразного состязания трех органистов Сибири состоится премьера еще одного сочинения Баха, которое не звучало в концертных залах более 300 лет – Чакона соль минор.
– На каждом фестивале должно быть открытие. И Томская филармония подготовила для своих слушателей настоящую сенсацию (в хорошем смысле этого слова) – знакомство с двумя пьесами молодого Баха, мировая премьера которых состоялась буквально на днях, в начале текущей недели, – сообщил Дмитрий Ушаков, открывая концерт.
Именно органист Томской филармонии стал первым в России исполнителем этих вновь обретенных произведений. По сложившейся в мире искусств традиции первые десять исполнений (показов) считаются премьерными. Поэтому с полным правом томскую премьеру (это всего лишь третье исполнение после Лейпцига и Красноярска) можно считать Событием мирового масштаба.
Чакона и фуга ре минор была написана молодым Бахом, которому не было еще и 20 лет. Эта энергия молодости ощутима в пассажах средней части, когда медленное и торжественное «шествие» музыкальных фигур (чакона – это старинный медленный танец) вдруг как будто сбивается с мерного шага, и танец приобретает живой, подвижный и даже веселый характер. Как будто Бах сдернул с себя седой парик классика, и мир увидел музыканта, который легко и просто управляется со своим даром, посланным ему свыше. Даже в завершающей части, то есть в фуге, требующей более рационального и строго звучания, чувствуется ничем не сдерживаемая радость. Бах радостно обещает служить Богу верой и правдой, бороться со Злом и достойно выдержать все жизненные испытания.
После такого пролога переход к ранее заявленной программе концерта формата «Орган плюс» оказался вдвойне оправдан. Ведь партнером духового органа на этот раз выступил молодой инструмент, которому чуть более 100 лет – терменвокс.
Этим электромузыкальным инструментом, до сих пор остающимся единственным в своем роде, управлял правнук изобретателя Петр Термен. Дмитрий Ушаков представил гостя Томской филармонии как «носителя великой традиции, которая сформировала лицо музыки ХХ века».
Сам музыкант, поблагодарив Филармонию за приглашение принять участие в фестивале, а публику за внимание, кратко рассказал историю инструмента. И даже продемонстрировал принцип игры на нем, пояснив, каким образом возникает магия звучания.
– Это единственный инструмент в мире, который не предполагает никакого «посредника» между исполнителем и звуком. Ни струн, ни клавиш, ни клапанов, ни отверстий, в которые надо дышать, – заметил Петр Термен.
В дуэте с Дмитрием Ушаковым он исполнил знаменитую Арию из оркестровой сюиты Ре мажор Баха, Арию из оперы «Ринальдо» Генделя, пьесу «Pieta Signore» Нидермейера, продемонстрировав, что и электрический инструмент может звучать мелодично и напевно.
Публику более всего поразила авторская композиция Петра Термена «Хиросима, моя любовь», которая прозвучала в притихшем зале и не прерывалась ни звонками мобильных телефонов, ни аплодисментами. Жанр своей пьесы музыкант не обозначил, но по эмоциональной силе воздействия, по замыслу и выразительным средствам она ближе к реквиему.
Плавный переход (без паузы) к хоральной прелюдии «Ich ruf zu dir» Баха, когда к звучанию терменвокса добавился голос органа, стал логическим завершением этого реквиема по жертвам великой трагедии ХХ века. «Медитация» Олега Янченко в исполнении Дмитрия Ушакова вывела тему сокровенного разговора с Всевышним на философский уровень.
Однако фестиваль – это праздник по определению. По этому случаю музыканты устроили праздничный финал – они исполнили танго «Oblivion» А. Пьяццоллы, Хабанеру из оперы «Кармен» Ж. Бизе, «Гобой Габриеля» Э. Морриконе и «Вечную любовь» Арзнавура. Всеми любимая и легко узнаваемая музыка в звучании органа и терменвокса приобрела новые краски.
Дорогие слушатели, ждем вас 30 ноября на концертах фестиваля: «Алиса в стране чудес» в 12:00 и «Три солиста за одним органом» в 15:00.
Билеты можно купить в кассах Филармонии, онлайн, а также по Пушкинской карте.
Текст: Татьяна ВЕСНИНА
Фото: Елена АСТАФЬЕВА