Здесь люди и музыка становятся друзьями...

Завтра, 22 июня, в БКЗ Томской филармонии концерт-действо «Седьмая. Шостакович»

Современное прочтение самой знаменитой симфонии Великой Отечественной войны.
Просим зрителей не опаздывать. После третьего звонка вход в зал будет закрыт – мероприятие организовано в формате, которое требует полной темноты.

Концерт-действо – это мировой музыкальный шедевр, малоизвестные хроники блокадного Ленинграда, которые «оживут» с помощью видеомэппинга и свето-инсталляций. Проект Томской филармонии объединяет музыку, которая стала символом Победы, с современными технологиями.

Важные факты об истории «Седьмой» Шостаковича мы собрали в карточках:

22j_facts_soc_12

Изображение 12 из 14

1. «Среди взрывов и бомб в Ленинграде он слышит аккорды победы» – эти слова сопровождали знаменитое фото Шостаковича в пожарной каске на обложке журнала «Time» в июле 1942 года. Когда началась война, Дмитрий Шостакович пришел на призывной пункт записываться в добровольцы, ему отказали по причине плохого зрения. Тогда он записался в пожарную бригаду Ленинградской консерватории. И писал симфонию во время ночных дежурств.

2. Шостакович хотел в почти стенографической манере записать все переживания военного времени. С партитурой он не расставался – брал ее даже на крышу консерватории, когда выполнял обязанности пожарного. «Знаете, – говорил композитор после войны, – иногда можешь все-таки оторваться, а тогда не мог. <…> Это была моя самая вдохновенная работа. Симфония была написана всего за 5 месяцев».

3. «Помните, нашему искусству грозит великая опасность. Будем же защищать нашу музыку!», – так Шостакович завершил свое выступление на ленинградском радио в сентябре 1941 года. Уже были готовы две части симфонии № 7. В октябре композитора против его воли эвакуировали в Куйбышев (ныне Самара), где в марте 1942 года состоялась премьера «Седьмой».

4. «Седьмую» симфонию Шостаковича называют симфонией мужества. В память о первых исполнителях в блокадном Ленинграде. Когда музыканты оркестра Радиокомитета под управлением Карла Элиасберга узнали о волжской премьере, они заговорили о том, что эту музыку нужно исполнять в Ленинграде. «Симфония наша, ленинградская. Ведь и начиналась она в Ленинграде, и Шостакович говорил о ней у нас». Эта фанатичная идея придала силы изможденным голодом музыкантам. Но когда самолетом в блокадный Ленинград доставили партитуру, Карл Элиасберг сказал, что симфонию невозможно исполнить: она написана на 80 музыкантов, в его оркестре было только 15.

5. Руководители Радиокомитета понимали, какое огромное общественно-политическое значение будет иметь исполнение «Седьмой» Шостаковича в блокированном Ленинграде. Дирижер обратился в Комитет по делам искусств, в Политуправление Ленинградского фронта. Музыкантов-духовиков откомандировывали с фронта в распоряжение Радиокомитета. На валторне играл зенитчик, на тромбоне – пулеметчик. Ударнику Элиасберг спас жизнь, заметив, что его пальцы еще шевелятся (музыканта готовили к захоронению). Музыкантам выдали дополнительные пайки, чтобы они смогли приступить к репетициям.

6. В составе оркестра в осажденном Ленинграде «Седьмую» Шостаковича играл томич. После – он работал в Томском симфоническом оркестре. Это стало известно только в апреле 2024 года. Филармония продолжает активную работу с архивами и восстанавливает историю каждого музыканта.

7. В перерывах между репетициями «Седьмой» музыканты возвращались к своим обязанностям: дежурили на крышах домов, готовили братские могилы для жертв блокады. Люди, привыкшие ходить в ватных телогрейках, постепенно возвращались к довоенным привычкам. Пример подавал маэстро Элиасберг – он приходил на репетиции в белом воротничке, чисто выбритый.

8. «Фашистские снаряды не должны помешать ленинградцам слушать музыку», – заявил будущий маршал Леонид Говоров. Его военная биография началась в Томске (в годы Гражданской войны он служил прапорщиком в Томском гарнизоне). Немцы, узнав о готовящейся премьере, попытались ее сорвать. Но командующий Ленинградским фронтом Говоров начал операцию «Шквал» – артиллеристы вели массированный огонь по вражеским батареям в течение всего концерта. «Седьмая» Шостаковича была исполнена в Ленинграде 9 августа 1942 года, на 355-й день блокады.

9. На премьеру «Седьмой» пришли командующий фронтом, генералы и руководящие партийные работники. Слушали музыку, утверждающую непреклонную волю к победе. Эту музыку, разносившуюся из репродукторов и рупоров уличных громкоговорителей, слышал в тот вечер весь Ленинград.

10. После премьеры «Ленинградской», партитура симфонии была снята на микрофильмы и отправилась по всему миру в жестяных коробках. Сначала в Тегеран, затем в Каир, самолетом в Южную Америку, оттуда – в Нью-Йорк. За право дирижировать Ленинградской симфонией боролись три крупнейших дирижера – Тосканини, Кусевицкий и Стоковский. Победил Тосканини. Премьера на Западе состоялась 19 июля 1942 года.

11. Уже после войны Карл Элиасберг встретился с участниками войны, находившимися по другую сторону баррикад. Один из них признался, что именно во время исполнения «Седьмой» Шостаковича в Ленинграде он понял, что война проиграна.

12. В начале 1960-х годов Карл Элиасберг приехал в Томск для работы с Томским симфоническим оркестром в качестве приглашенного дирижера. Музыканты, по воспоминаниям виолончелиста М. Погодаева, встретили его горячо, как первого исполнителя «Седьмой» симфонии Шостаковича.

13. Симфонией технологий «Седьмая» Шостаковича стала летом 2023. Томская филармония совместно с Региональным отделением ООГО «Российский фонд культуры» в Томской области создали проект, который объединил классическую музыку, видеомэппинг и свето-инсталляции. Новое прочтение легендарной музыки, дополненное мультимедийной реальностью, вызвало интерес у молодых и получило продолжение.

14. «Седьмую» Шостаковича для жителей Забайкальского края и Иркутской области открыл Томский академический симфонический оркестр. В апреле 2024 года в рамках гастрольного тура наш коллектив впервые исполнил легендарную симфонию в двух соседних регионах.