Десять опер, две оперетты и три песни посвятили ученики Светланы Кравченко своему педагогу в честь ее юбилея
Учитель по-итальянски «маэстро». Наставник по-итальянски «ментор». Профессор по-итальянски «профессоре» или «учитель». Какое же из этих определений лучше подойдет к Светлане Кравченко, которая за 40 лет своей педагогической деятельности воспитала, вырастила и выпустила в большой мир музыки десятки вокалистов? Пятеро самых певучих и самых благодарных вышли на сцену Большого концертного зала 9 декабря и с помощью арий и песен стали объясняться в любви.
На сцену поднимались и люди более ответственные, при должностях и научных степенях, тоже благодарили, поздравляли, дарили цветы, вручали награды, но не пели – от волнения и восхищения их голоса вибрировали. А в зале сидела виновница торжества — Светлана Николаевна Кравченко, заслуженный работник культуры РФ, председатель предметно-цикловой комиссии специальности «Вокальное искусство» ОГАПОУ «Томский музыкальный колледж имени Э.В. Денисова», профессор ТГПУ и экс-солистка Томской филармонии. Слушала и вспоминала.
Это было недавно, это было давно…
— У меня два дома: филармония и колледж, — призналась Светлана Николаевна незадолго до юбилейного вечера.
Официальные документы утверждают, что в Томскую филармонию выпускница Дальневосточного института искусств приехала сразу после государственного распределения. Но в них не написано, что в мае 1977 «молодой специалист» сразу после госэкзаменов с красным диплом поехала в Ростов-на-Дону на Всероссийскую ярмарку выпускников творческих вузов. Туда же приезжали «покупатели» из филармоний и театров страны – директора, дирижеры, художественные руководители.
Стройную, красивую, уже опытную вокалистку (Светлана Кравченко успела поработать во Владивостоке с симфо-джазовым оркестром), настойчиво звали в Волгоград и в Свердловск (ныне Екатеринбург). Но в Томске ее ждал муж, саксофонист и кларнетист Николай Кравченко, который уже был принят в симфонический оркестр. Всех претендентов «на руку» молодой певицы отодвинул Олег Иволгин, художественный руководитель Томской филармонии, заявив, что в Томске ее дожидается не только муж, но и квартира. Действительно, подписав договор с филармонией, Светлана Кравченко, подписала и договор на получение жилья. Более того, ей оплатили авиабилет до Томска, а потом еще и «подъемные» выплатили.
— Уже с первых дней я окунулась в бурную концертную жизнь. Навсегда запомнилась мне моя первая гастрольная поездка на теплоходе – от Томска до Ханты-Мансийска по Томи и Оби, останавливались во всех сколько-нибудь значительных поселках, где жили и работали лесозаготовители, геологи, нефтяники, газовики. Я пела популярные песни и оперные арии, какие входили в мой репертуар. Теплый, радушный, даже восторженный прием оказывали нам жители сибирской глубинки. Я тогда убедилась в необыкновенно чутком восприятии искусства сибиряками.
Повезло Светлане Николаевне и с коллегами. Сегодня она с благодарностью вспоминает корифеев томской музыкальной сцены – Наталью Гаврилину, Лилию Молоткову, Владимира Рындина. У них начинающая певица училась тонкостям и секретам профессии.
— До постройки Большого концертного зала все концерты проходили в Малом зале, где сейчас стоит орган. И вот мы отсчитывали четырнадцатую плашечку от края сцены – это была лучшая точка для вокалиста. Потому что над тобой купол, и голос лился в зал. Весь пол там истоптан, и эта сцена для меня родная.
Кроме оперных арий, Кравченко пела и камерные произведения советских композиторов. Особенно ей нравилась музыка Микаэла Таривердиева – тем, как его музыкальный язык органично сливался с поэзией Ахматовой, Ахмадулиной, Евтушенко, Вознесенского. Этими программами она обратила на себя внимание Сергея Зеленкина, который в ту пору был концертмейстером оркестра и руководителем струнного квартета. Он пригласил поработать с ними.
— И вот я уже выступаю в «красном уголке» вахтового поселка на Вахе и в Пионерном. Никакой сцены – слушатели в метре от меня. И я пою! Забыты холодные километры, взлет и посадка вертолета. И ничего важнее нету, чем зажечь в глазах этих уставших мужиков радость и подарить им воспоминание о родном доме, где их ждут.
Среди ее слушателей были и дети, перед которыми Светлана Николаевна выступала в составе лекторийной бригады. Но певице с красивым меццо-сопрано хотелось обогащать свой репертуар оперными ариями и духовной музыкой, которые дают импульс к творческому росту. Поэтому она с радостью принимала приглашения дирижеров симфонического и камерного оркестров.
— Константин Александрович Царев, руководивший в ту пору оркестром, был первым, кто поддержал меня, как говорится, в полной мере. Он много со мной занимался вокалом. Справедливости ради надо сказать, что Константин Александрович больше, чем все другие дирижеры, работал и с вокалистами. Потому что он заботился о том, чтобы музыка по-настоящему звучала.
С Кравченко маэстро работал над расширением ее меццо-сопранового репертуара. Когда были использованы все партитуры в оркестровой библиотеке, Царев где-то по своим каналам раздобыл ноты кантаты «Salve Regina» («Славься, Царица») Перголези, григорианский богородичный распев для симфонического оркестра, органа и меццо-сопрано.
— Кантата требовала особого подхода, особого звучания, без всякого нажима, без театральности. Духовные псалмы, а их было восемь, надо было спеть так, чтобы донести до слушателя их суровую и благородную простоту. Работа над Перголези в творческом плане дала мне очень многое.
С этим произведением солистка филармонии выступала не только в Томске, но и в Барнауле и Кемерово в рамках регионального симфонического абонемента. В сотрудничестве с Константином Царевым родились такие интересные программы, как «Духовная музыка Германии и Италии», вокальный цикл «Вечерок» Валерия Гаврилина и театрализованная композиция «Розы Испании», в основе которой лежали музыка Мануэля де Фальи и поэзия Гарсиа Лорки.
— Музыка Гаврилина исполнялась тогда, да и сегодня, не так часто, как на мой взгляд, она должна звучать. Когда я впервые услышала его «Русскую тетрадь» в исполнении Зары Долухановой, я буквально заболела желанием спеть эту музыку. И я отважилась написать Валерию Александровичу. В результате возникла переписка композитором, который прислал в филармонию свой вокальный цикл «Вечерок». Эту музыку, написанную в духе городского романса, с фирменным гаврилинским стилем, я часто включала в свои программы.
С появлением органа у солистов появился новый аккомпанемент. В сопровождении прекрасной органистки Ольги Шиллер Светлана Клавченко исполняла вокальные сочинения Каччини, Генделя, Глюка, Баха.
— Навсегда мне запомнилось участие в премьерном исполнении симфонии «Андрей Рублев» очень яркого композитора и профессора Московской консерватории Олега Янченко. Произведение было написано для оркестра, контратенора и органа. Но в Томске не было солиста с таким редким голосом. И тогда Царев (именно он был инициатором этого проекта) предложил мне исполнить эту партию. Переписал ноты специально для меццо-сопрано сам композитор. Партию транспонировали в малую октаву и этим добились необычайного тенорового звучания моего голоса. Мы с Олегом Янченко работали на пределе возможностей. На репетиции было отведено всего два дня. По замыслу Янченко я должна была находиться почти за сценой, возвышаясь над органом. Чтобы казалось, что голос идет откуда-то с неба. Симфония была написана в духе древнерусских распевов, захватывала, завораживала своей одухотворенностью и возвышенностью. Она нашла отклик в сердцах слушателей. На премьере я волновалась еще и потому, что конструкция, на которой я стояла, казалась шаткой. Но со временем пришла уверенность – и радость творчества. Я услышала слова благодарности не только от публики, но и от композитора, с которым мы стали друзьями на долгие годы.
Вечер был. Сияли звезды
— Это было первое исполнение симфонии в Советском Союзе. И даже в мире! – заметила на юбилейном вечере директор Томской филармонии, кандидат искусствоведения Наталия Чабовская, которая и напомнила слушателям историю, как меццо-сопрано пела мужскую партию контратенора. – Далеко не каждая певица справилась бы с такой сложной партией. Голос Светланы Кравченко звучал красиво, звучал богато, звучал выразительно.
Кроме приветствия и слов благодарности, на директора филармонии была возложена ответственная миссия – вручить официальные награды и подарки юбиляру. За вклад в культуру и образование Светлана Николаевна Кравченко удостоена медали «За достижения перед Россией и Томской областью». За долголетнее сотрудничество с Томской филармонией и в знак дружбы – Благодарность учреждения.
— Я знаю Вас уже несколько десятилетий, н не только как преподавателя Томского музыкального колледжа и прекрасную певицу, которая отдала филармонии 14 лет своей творческой жизни, — обратилась Наталия Игоревна к виновнице торжества, — но и как члена наблюдательного совета Томской филармонии, как члена жюри всевозможных конкурсов, то есть как человека, который неустанно занимается социально значимой деятельностью.
И тут же пояснила для публики:
— Два дня назад, 7 декабря, Светлана Николаевна работала в жюри конкурса «Дети играют с оркестром» и оценивала выступление юных музыкантов.
Если 5 декабря, в день своего рождения, Светлана Николаевна принимала поздравления в узком семейном кругу, то 9 декабря в Большой концертный зал филармонии ее пришли поздравить коллеги, ученики и любители классической музыки.
Как точно заметил ведущий концерта Евгений Шевелев, юбилей Светланы Николаевны не только совпал со 130-летием музыкального образования в Сибири, но и с завершением Года педагога и наставника.
Первым поздравил Светлану Кравченко Томский академический симфонический оркестр под управлением художественного руководителя и главного дирижера — народного артиста России Владимира Понькина, проложив дорогу к «красивому пению» Увертюрой к опере «Сельская честь» Пьетро Масканьи.
Шедевр бельканто – каватину Нормы из одноименной оперы Винченцо Беллини преподнесла в дар своему педагогу драматическое сопрано Альбина Шакирова. Она специально на юбилей к учителю прилетела из Москвы. Каватина Розины из «Севильского цирюльника» Джоакино Россини и ария Джудитты из одноименной оперетты Франца Легара украсили концерт и стали доказательством тому, что Светлана Николаевна действительно учит своих учеников грамотному красивому пению.
Учителями славится Россия…
О том, какой Кравченко требовательный и честный преподаватель, говорила другая ее ученица Ольга Колобова, артистка Новосибирского театра оперы и балета:
— В ученики к Светлане Николаевне я пришла через капеллу ТГУ. Именно там девочки мне посоветовали прослушаться у Кравченко. Сказали: «Это такой педагог! Такая вокалистка!». Она тогда еще работала в филармонии, я ходила на ее концерты. И сразу попала под обаяние ее харизматичной личности. Как педагог по вокалу Светлана Николаевна – правдивый человек. Она всегда четко дает ответ, поступать тебе или не поступать на вокальное отделение. Кому-то советует на хоровое.
На репетициях концерта, где Ольга пела арию Аиды из одноименной оперы Верди и выходную арию Сильвы из оперетты Кальмана, артистка НОВАТа, вспоминала свои первые уроки вокала у Светлана Николаевны:
— Уроки ее были удивительные. Я ездила на них, как на праздник. Помню: первый урок – проснулась в шесть утра, есть не могу, петь не могу, приезжаю – я не одна. Светлана Николаевна советует: слушай других, особенно правильно поющих. Наслушанность – это важная составляющая профессионального певца. А еще очень важно, когда ты начнешь карьеру, попасть сразу к «своему» педагогу. Важно, на что тебя нацеливает твой учитель. Кравченко нам всегда говорила: «В успехе всего десять процентов таланта, труда – девяноста». И настраивала на труд: «Двадцать пять часов в сутки надо заниматься, прежде чем выйдешь на сцену». Но благодаря Светлане Николаевне я успела попеть и в Томской филармонии, когда училась и уже когда стала работать в Новосибирской опере.
Еще одна ученица Светланы Кравченко, ныне солистка Томской филармонии Екатерина Клеменс даже защитила магистерскую диссертацию по авторской методике преподавания Кравченко. На концерте, подарив своему учителю песню «Поцелуй» Луиджи Ардити, она поблагодарила Светлану Николаевну за то, что та научила ее петь красиво, чем и определила ее судьбу: «В вашем имени есть корень «свет», и в вас самой так много света! Вы дарите этот свет своим ученикам, своим близким, всем людям».
«Будьте осторожны со своими желаниями…»
Самой Светлане Кравченко тоже посчастливилось в юности встретить «своих» учителей, которые научили ее петь красиво (мастерство петь красиво итальянцы называют «bel canto»). В Иркутском училище, куда Светлана (тогда еще Данилина) поступила сразу после школы, ее педагогом по вокалу был бывший преподаватель Одесской консерватории Константин Александрович Чернышев. Когда Светлана Николаевна вспоминает о нем, голос ее теплеет: «Он относился к нам, как к своим детям. Прикармливал нас. Хоть и орал на нас порой. Но любил! Помню, одному парнишке он дал денег на билет, чтобы тот смог поехать поступать в консерваторию. «Вот тебе на дорогу – станешь народным артистом – отдашь!» — так напутствовал».
Окончила музыкальное училище будущая певица с «отличием». Но поступала туда тайно, против воли отца. Потому что тот считал, что артист – музыкант – тяжелая работа. «Ни семьи, ни дома, ни покоя. Я сам намучился, все время на концертах, работа вся – на нервах», — твердил он дочери, когда видел, что ее тянет к пению. Николай Максимович мечтал видеть дочь педагогом, хотел, чтобы она поступила в педагогический институт, а потом преподавала музыку. Поэтому крепко обиделся на дочь, когда та призналась, что поступила на вокальное отделение. Простил своеволие дочери и признал ее правоту, только когда услышал ее уже в Томске, когда она работала в филармонии.
Мечту отца Светлана Николаевна все-таки воплотила в жизнь, когда стала преподавать сначала в Томском музыкальном училище. На первых порах, еще в середине 80-х, Кравченко учила вокалистов без отрыва «от производства», то есть совмещая работу в филармонии и в музыкальном училище.
Впрочем, самый первый педагогических опыт она получила еще в Иркутске. После окончания музыкального училища работала в педучилище – кроме вокала, преподавала сольфеджио и фортепиано. Как оказалось, это была лишь «разминка» перед поступлением в институт имени Гнесиных (ныне Российская академия музыки). Экзамены Светлана Данилина сдала успешно, но учиться в Москве не довелось – приемная комиссия, которая вершит судьбы абитуриентов, вынуждена была отказать сибирячке в очном обучении в столичном вузе, так получила разнорядку на «нацкадры». В качестве компенсации Светлану Николаевну с уже сданными экзаменами «поступили» в Дальневосточный институт культуры.
Как оказалось, своим волевым решением комиссия определила и личную судьбу будущей певицы. Ведь свою любовь и будущего мужа Светлана Николаевна встретила во Владивостоке.
— Николай Николаевич Кравченко приметил меня в колхозе. Мне тогда было очень тяжело, одиноко. Из-за одиночества мне захотелось выйти замуж, — признается Светлана Николаевна.
Муж работал саксофонистом и кларнетистом в симфо-джазовом оркестре и устроил туда работать свою жену. Оркестр играл в кинотеатре перед киносеансами. Перед каждой премьерой составлялась концертная программа, в которой солистке надо было петь песни из кинофильма. За неделю приходилось выучивать по шесть-семь новых произведений. Но и зарплата была хорошая. Плюс Ленинская стипендия, которую Светлана Кравченко начала получать с третьего курса. Дальний Восток ценил людей по уровню достатка. Поэтому пришлось покупать дорогие концертные платья. Благо, было где – магазины портового города предлагали товары на любой вкус и кошелек.
«Важный взрослый»
Назад, во Владивосток, Светлана Кравченко вместе с мужем едва не уехала в самом начале 80-х. Ее позвала преподавать в Дальневосточный институт искусств педагог по вокалу Александра Игнатьевна Жилина. Кравченко сидели уже на чемоданах, когда вновь вмешалась судьба, но уже в лице райкома партии. «Почему вы собираетесь уехать?» — строго спросили коммуниста Светлану Кравченко. «Я люблю петь, но хотела бы и преподавать. Во Владивостоке мне предложили место старшего преподавателя в институте искусств», — последовал ответ.
Ах, любите преподавать! – и уже вечером после разговора в райкоме Светлане Николаевне позвонили из музучилища: «Приходите завтра, нашлось для вас место».
Так, начался путь в педагогику Светланы Кравченко на томской земле. Через десять лет работы в училище она вместе со своей коллегой Татьяной Гойхман при поддержке Владимира Акулова, тогдашнего директора училища организовала отделение вокального искусства. И более 30 лет его возглавляла.
Когда в 2001 году в Томском государственном педагогическом университете открылся Институт культуры (ныне факультет культурологии), Светлана Николаевна Кравченко начала преподавать вокал в вузе.
— Вы относитесь к тем людям, которые меняют реальность, меняют людей, влияет на их судьбы, — справедливо отметил Андрей Николаевич Макаренко, ректор ТГПУ, поздравляя Светлану Николаевну со сцены Большого концертного зала. – Вы концентрируете вокруг себя учеников. Вас, наверное, можно назвать просто Учителем. В «Движении первых» (современная пионерия) – есть термин «важный взрослый». Его предложили расширить – до важного или значимого человека. И к таким важным взрослым относится и профессор Кравченко. Важный, значимый…
Выступление учеников Светланы Николаевны на концерте, а к двум прекрасным сопрано присоединились еще и тенор Виктор Дитенбир, и баритон Андрей Гладков – стало лучшим доказательством тезиса, что своей очарованностью и музыкой профессор Кравченко умеет заразить и своих учеников.
Своего педагога Дитенбир и Гладков поздравили высоким слогом русской оперы: Дитебир спел ариозо Лыкова из «Царской невесты» Николая Римского-Корсакова, а потом в дуэте с Гладковым исполнили дуэт Ленского и Онегина («Враги») П.И. Чайковского. Серенаду Арлекина «О, Коламбина…» из оперы «Паяцы» Леонковалло и романс «Благодарю тебя» Арно Бабаджаняна на стихи Роберта Рождественского они тоже посвятили Светлане Николаевне.
Заключительным номером юбилейного концерта в честь 75-летия заслуженного работника культуры РФ, педагога и певицы Светланы Кравченко стала «Застольная песня» из оперы «Травиана» Джузеппе Верди. Приподнятое настроение в ликующей музыке «Застольной песни» предалось и слушателям. Зал восторженно аплодировал вокалистам, оркестру и, конечно, юбиляру, Учителю Светлане Николаевне Кравченко.
Текст: Татьяна ВЕСНИНА
Фото: Елена АСТАФЬЕВА