Имя Софии Губайдулиной стоит в том же ряду, что и имя Эдисона Денисова. Из великой тройки композиторов, которые во второй половине ХХ века совершили фундаментальный поворот, – Денисов, Шнитке, Губайдулина – она ушла последней.
Музыку Губайдулиной сравнивали с космосом. Сама она называла себя композитором тишины. И последние 30 лет жизни окружала себя тишиной, чтобы лучше чувствовать космос и проникать в глубину души. Когда-то начинающему композитору Губайдулиной великий Дмитрий Шостакович пожелал «идти своим неправильным путем». И она шла. Ее музыку запрещали в СССР. Она стойко переносила эти гонения. Даже ее компромиссы с жизнью были похожи на акт сопротивления – она написала музыку к фильму «Вертикаль» и культовому мультфильму «Маугли».
Композитор-затворник озаряла своим вниманием. Последнее свое сочинение – Концерт для скрипки с оркестром она написала по просьбе Вадима Репина, премьера состоялась в 2018 году.
Жизнь София Губайдулина сравнивала с путешествием в глубину души. «Там есть такие ворота, – говорила она, – за которыми происходит встреча с собой. Смысл жизни и есть эта встреча».
На уход из жизни Софии Губайдулиной откликнулись музыканты Томской филармонии:
Наталия ЧАБОВСКАЯ, кандидат искусствоведения, директор филармонии:
– Для музыкальной общественности Томска София Губайдулина всегда была соратником, единомышленником Эдисона Денисова. Не случайно на многих фестивалях современной музыки и конкурсах молодых композиторов, носящих имя Э.В. Денисова и проходящих в Томске уже четверть века, звучали ее сочинения, которые характеризуются неимоверной глубиной, большим многообразием при единстве новаторского, экспериментального, авангардного подхода.
Ее творческий багаж настолько многогранен, что даже включает сочинение для японской 13-струнной цитры кото и китайской цитры чжен с символичным названием «В тени дерева» (концерт для кото, бас-кото, чжена и оркестра).
Вместе с ее уходом из жизни мы провожаем целую эпоху, которая является базовым авангардным столпом отечественного музыкального искусства. На мой взгляд, София Асгатовна одним из названий своего оркестрового сочинения 2003 года подобрала выражения для своего ухода – «Свет конца».
Василина СЫПЧЕНКО, музыковед, начальник концертно-камерного отдела Филармонии:
– Меня всегда восхищали люди, которые никогда не изменяют своим духовным принципам. София Асгатовна за свою долгую творческую жизнь никогда не свернула со своего «неправильного пути», что ей, студентке консерватории и порекомендовал Дмитрий Шостакович.
В своих интервью она часто акцентировала внимание на том, что ее главная цель – «служить истине через музыку». Её жизненные принципы и творчество, отличающееся глубоким философским подтекстом, не раз подсказывало мне найти решение в сложных жизненных ситуациях.
Одно из первых произведений Софии Губайдулиной, с которым я познакомилась, было «Светлое и темное». Думаю, это произошло не случайно. Потом уже я открыла для себя «Offertorium», «За и против», некоторые камерные произведения.
Я всегда приветствовала появление в программах концертов наших артистов произведений Софии Губайдулиной, потому что считаю, что её музыка заставляет наше сознание работать на другом уровне.
Мария БЛАЖЕВИЧ, кандидат искусствоведения, органистка Томской филармонии:
– В детстве у меня была книга о Софии Губайдулиной. Это прекрасная книга Валентины Холоповой. И я ее читала с интересом, хотя там было очень много философско-религиозных выкладок, мыслей самой Софии Асгатовны. Получается, что саму музыку Губайдулиной я толком в юности и не знала (очень мало записей было в те годы, когда я училась в Тюменском училище), но зато хорошо была знакома с ее философской и религиозной концепцией. Мне нравилось, как были изложены эти взгляды на устройство мироздания.
Первое произведение, которое я услышала – это «Страсти по Иоанну». Случилось это в 2000-м году. И меня поразила эта музыка. Хотя из той знаменитой тройки композиторов – Шнитке, Денисов, Губайдулина, мне ближе по духу был Альфред Гарьевич Шнитке. Была фанатом Шнитке. Других знала меньше.
Когда училась в Казанской консерватории, выучила «Светлое и темное» Софии Губайдулиной. Это было обязательное произведение для конкурса органистов. Надо сказать, что Губайдулина для Казани – это то же самое, что Эдисон Денисов для Томска.
Помню, что сначала расстроилась, как только заглянула в ноты «Светлого и темного» – сложная запись. Лучше сказать – безнотная запись. Но когда я стала погружаться в эту музыку, я вспомнила ту самую книгу, которую читала в детстве и юности. И поняла, насколько это глубокое сочинение. Что светлое и темное можно понимать с разных сторон, и что это все можно выразить музыкальными средствами. Хотя я не люблю возвращаться к конкурсным сочинениям, не хочется. А вот «конкурсные» произведения Софии Губайдулиной включаю в свои концертные программы. И даже концерт в Томской филармонии назвала «Светлое и темное» – в честь этого произведения.
Когда узнала о смерти Софии Асгатовны, вспомнила ее слова из той книги: она считала, что смерть еще надо заслужить.
Сегодня мне хочется изучать ее музыку.
Игорь БЕРЕНДЕЕВ, главный приглашенный дирижер Томского академического симфонического оркестра:
– Для всего музыкального мира смерть Софии Губайдулиной – большая утрата. Она представляла собой целую эпоху. Как собственно, и другие композиторы-авангардисты, не безразличные томской аудитории. Я имею в виду Денисова и Шнитке. Губайдулина – последний представитель этого авангарда, захватившего перелом эпохи. Она с большой честью прошла по «неправильному» пути, сочинив много замечательной музыки. Может быть, не все готовы воспринять ее музыку. Но музыка Губайдулиной осталась в истории, да она и сама есть история музыки.
Многие, не зная имени композитора, не зная ее биографии, знают и любят ее музыку из мультфильма «Маугли». Потому что это музыка приходит к нам в детстве.
К музыке Софии Губайдулиной я прикоснулся, когда еще играл на скрипке. Это были «Семь последних слов Христа». Думаю, в то время, я еще не до конца понял всю глубину. Но эта музыка впечатление во мне оставила колоссальное. Потом я исполнял это произведение как дирижер. И участвовал в исполнении Концерта для скрипки и оркестра.
София Губайдулина оставила заметный след в музыке. Ее талант композиторский, ее талант новатора не отрицает музыки, привычной для нашего слуха. Ее произведения заслуживают того, чтобы их исполнять.