30 ноября двумя концертами завершился Второй органный фестиваль СибирьFEST
В последнее воскресенье ноября в России принято отмечать не только День матери, но и День органа. Праздник в честь короля инструментов существует уже шесть лет. В прошлом году Томская филармония поддержала инициативу Российской академии музыки имени Гнесиных, учредив органный фестиваль СибирьFEST.
По оценке одного из инициаторов СибирьFESTа Дмитрия Ушакова, Томская филармония единственная в стране, которая в честь Всероссийского дня органа проводит такое масштабное мероприятие как фестиваль.
Главная цель феста в том, чтобы объединить музыкантов разных регионов Сибири. И совершенно закономерно, что такое соединение происходит именно в Томске: ведь возможности двухмануального томского органа немецкой фирмы «Sauer» позволяют исполнять на нем музыку разных эпох и стилей, демонстрировать самые разные приемы композиторской и исполнительской техники.
В этом году «СибирьFEST» раздвинул свои временные, жанровые и географические границы. С 22 по 30 ноября в Органном зале прошли три концерта, на которых выступили музыканты из Москвы, Новосибирска, Томска. Орган звучал сольно, в дуэте с терменвокском на концерте в формате «орган +» и в роли аккомпаниатора, заменяя целый оркестр на концерте «Алиса в стране чудес». Кстати, включение в афишу фестиваля абонементного концерта («Сказки дядюшки Органа»), адресованного детям и их родителям, позволило расширить слушательскую аудиторию.
Уникальность любому фестивалю придают музыкальные новинки и премьеры. Такой новинкой и даже настоящим открытием стала Чакона соль минор И.С. Баха. Она стала настоящим музыкальным открытием. Это сочинение молодого Баха, которое пролежало взаперти 320 лет, первым в России исполнил именно Дмитрий Ушаков. Им же он открыл заключительный день томского фестиваля.
Все традиции СибирьFESTа, заложенные в прошлом году, нашли свое отражение в финальном концерте «Три солиста за одним органом», когда, сменяя друг друга, выступали органисты из Новосибирска и Томска.
Друзьями томской публики ведущий концерта Дмитрий Ушаков назвал гостей из соседнего города – Александра Бардина и Дениза Онала. Молодые органисты действительно не первый раз выступают в Томске, но впервые в статусе солистов Новосибирской филармонии, а Дениз Онал – как лауреат Всероссийской престижной премии «Органист года» в номинации «Дебют».
На фестивале оба представляли школу органной игры профессора Новосибирской консерватории Натальи Багинской, чей концерт в Томской филармонии состоится уже 13 декабря. Исполнение учеников Багинской дало возможность томским слушателям ощутить, как особенно строго звучит томский орган, в соответствии с традициями барокко. Представляя слушателям органные сочинения разных эпох и стран, от раннего барокко до импрессионизма, новосибирские органисты продемонстрировали и владение разными стилями, и уважительное отношение к стилистике исполняемых композиторов.
Для заключительного фестивального концерта они выбрали европейскую классику, от семнадцатого века до двадцатого веков, включив в программу Фантастическую Прелюдию фа-диез минор Букстехуде (Александр Бардин), Фантазию фа минор В.А. Моцарта (Дениз Онал), Фантазию-импровизацию на тему «Ave maris stella» (Бардин), «Колокола Хинкли» Л. Вьерна (Онал). Свое выступление они начали с дуэтного исполнения Синфонии из Кантаты № 21 И.С. Баха и завершили концерт тоже сообща, исполнив в четыре руки и четыре ноги «Вакханалию» из оперы «Самсон и Далила» К. Сен-Санса. Если первое сочинение порадовало классической строгостью звучания баховского стиля, то последнее – точностью в передаче богатства красок ориентальной музыки, а также всех нюансов и оттенков письма французского композитора.
Русскую музыку на органе и для органа представил органист Томской филармонии Дмитрий Ушаков. Он исполнил транскрипцию Увертюры к опере «Руслан и Людмила» М. Глинки, Прелюдию и фугу Ми бемоль мажор А. Гедике, Полонез из оперы «Ночь перед Рождеством» Н.А. Римского-Корсакова. В его манере игры чувствовалась уверенность и свобода мастера.
Успешное проведение Второго фестиваля СибирьFEST дает надежду, что традиция – отмечать в таком масштабе Всероссийский день органа – будет продолжена в следующем году.
Текст: Татьяна ВЕСНИНА
Фото: Елена АСТАФЬЕВА