Магия случилась! То, что задумывали организаторы концерта «Стравинский. Русский период», первого концерта из абонемента «Главный представляет» концертного сезона 2025/26, воплотилось: балетная музыка Игоря Стравинского в преломлении медиа-арта превратилась в феерический музыкально-медийный перформанс.
Фрагменты из трех самых известных балетов Игоря Стравинского на русскую тему («Петрушка», «Жар-Птица», «Весна священная») были представлены в слитном звучании как единый текст. Видеопроекции художника Дмитрия Масаидова (Москва) и режиссера Томской филармонии Ильи Карпеля, демонстрируемые на экран и специальную сетку, выступили в роли медиа-сценографии, создав особое визуальное пространство.
Образы скоморохов, орнаменты в русском стиле, видеопроекции эскизов А. Головина, А. Бенуа, Л. Бакста и Н. Рериха, – все зримо передавало движение и характер музыки. Медийную сценографию впору сравнивать с пером Жар-Птицы, которое она подарила Ивану-Царевичу. В балете этим пером Царевич спас себя и Красу Ненаглядную от злых чар Кощея. В концерте 30 ноября соединение музыки модерна с компьютерными технологиями XXI века дало эффект выхода в иную реальность.
Маэстро Игорь Берендеев тоже по-новому предложил взглянуть на наследие выдающегося композитора ХХ века Игоря Стравинского. Как великого интерпретатора русского фольклора. Заражаясь атмосферой масляничного народного гуляния в «Петрушке», слушая волшебную музыку к «Жар-Птице» и космическую «Весну священную», понимаешь, что русское сознание – мифологично. Поэтому так близки нам и русские пляски, и скоморохи, и волшебные сказки, и мифы. Думаешь о том, что русская культура дореволюционной России первых двух десятилетий – это грандиозный миф о русском мироздании.
В этот космос и погрузил всех слушателей Томский академический симфонический оркестр. Именно ему была отведена главная роль в перфомансе. Хотя, оказавшись между экраном и сеткой, музыканты как бы отошли на второй план. Но они, точно артисты театра кукол, спрятались за «ширмой», уступив место гению Стравинского, звучанию его музыки и медиа-арту.
Выбор музыки и последовательность номеров концерта – отражение концепции главного дирижера филармонического оркестра Игоря Берендеева. В кратком изложении она звучит так: «Русский танец» и «народные гуляния на Масленицу» из первой части балета «Петрушка» (1911) задают главную тему вечера и приглашают к представлению. Таким спектаклем в воображаемом театре становится балет «Жар-Птица» (1910), музыка из которого звучит почти целиком. «Почти» – без апофеоза в финале. По замыслу маэстро, волшебная сказка должна распахнуть двери в «Весну священную» (1913), то есть в пространство древнеславянского мифа о жертвенном танце в честь прихода Весны. Этот сюжет воспроизводит вторая часть балета. И в завершении снова звучит грандиозный, полный абсолютной радости, огненный, похожий на само солнце, финал из «Жар-Птицы» как апофеоз торжества русской культуры.
Возможность соединения в один художественный текст нескольких фрагментов дал, конечно, сам композитор. Драматургия всех трех балетов строилась по известному принципу противостояния Добра и Зла. Но в изображении Стравинского Добро облачено не только в жемчужно-кантиленную Колыбельную Жар-Птицы, а Зло заключено в экспрессивных Плясках Поганого царства, злым силам подарена красивая музыка. В «Весне священной» вообще нет границы между этими силами, что ярче всего отразилось в эпизоде «Выплясывание земли». Девушка, которую старцы выбрали для жертвы, с какой-то фантастической, необъяснимой радостью затанцовывает себя до смерти. Мотив этой жертвенной любви смыкается с мотивом пленения и освобождения женского существа в «Жар-Птице», Девушка как будто обретает свободу, вырвавших из телесных оков.
Скрытые от глаз публики оркестр и дирижер, были хорошо видны только зрителям онлайн-трансляции. Благодаря последней можно сказать, что искусство оркестровки, которую продемонстрировал в балетах Стравинский, маэстро Берендеевым было особо подчеркнуто. Он добился от оркестра той силы выразительности звучания и той ансамблевости игры, что слушатели без труда за музыкальными фразами увидели зримые образы русского фольклора.
Жар-Птица, выведенная на экран, распростерла оба крыла и меняла оперение в зависимости от динамики музыки, тембров солирующих инструментов. Своей летучестью и огнем она зажгла воображение слушателей. Несмотря на свою воздушность и эфемерность, балетная музыка Игоря Стравинского оставила вполне отчетливый след в памяти тех, кто принял приглашение главного творческого коллектива Томской филармонии и открыл свое сердце навстречу искусству.
Когда весь оркестр вышел на сцену для поклона зрители с восторгом наградили музыкантов за возможность почувствовать волшебство русской музыки и оказаться в фантастических мирах музыки Стравинского.
Текст: Татьяна ВЕСНИНА
Фото: Елена АСТАФЬЕВА