22 октября томских любителей симфонического жанра ждут новые открытия и откровения. Классик ХХ века Дмитрий Шостакович предстанет одновременно как человек с тонким чувством юмора и как композитор с трагическим мироощущением. Два заявленных произведения образуют контраст: веселая, легкая Сюита для эстрадного оркестра, которую Томский оркестр впервые исполнит в полном объеме (все восемь частей) и Десятая симфония, одно из самых личных, биографических сочинений Шостаковича, которое начинается скорбно и сурово. Название концерта «Шостакович серьезный и не очень» побудило задать вопрос молодому московскому дирижеру Сергею Михееву, почему Шостакович такой разный?
— Шостаковичу свойственно соединение самой глубокой серьезности и разных оттенков комического – юмора, сатиры, сарказма, от очень острого до крайне легкомысленного. У нас получается, что в Сюите композитор предстает как крайне легкомысленный, веселый человек, а в Десятой симфонии его смех откровенно саркастически.
Мне интересно работать, соединяя не соединимое. Десятая симфония уже лет десять созревала в голове, как ее можно исполнить сегодня. На мой взгляд, это одно из лучших сочинений Шостаковича. И оно передает состояние человека, жившего в середине советской эпохи, а с другой стороны – появляются ассоциации с нашей жизнью. Не с событиями, а с ощущением современного человека, который живет в нынешних обстоятельствах.
Сюита – материал для меня новый. Я месяц назад получил ноты и с большим удовольствием ими занимался. Как известно, история Джазовой сюиты довольно запутанная. В течение многих лет это произведение ошибочно идентифицировалась как утерянная Сюита для джазового оркестра № 2, под этим названием записана на компакт-диске. Но в конце 90-х вдруг нашли еще одну партитуру. И оказалась вот она, Вторая джазовая сюита, а не та, что считали Второй. И новую назвали Сюитой для эстрадного оркестра.
Интересно, что сочинение составлено из более поздних работ Шостаковича. Есть пьесы, сочиненные не ранее 50-х годов. Музыку, написанную на «случай», композитор переработал для концертного исполнения. 22 октября в БКЗ Томской филармонии прозвучит сочинение, которое теперь уже известно под названием «Сюита для эстрадного оркестра». Это восемь пьес, собранных из ранних сочинений, из киномузыки. Для такого исполнения в состав симфонического оркестра введены 4 саксофона (три саксофониста – томские музыканты, один из Новосибирска). Соло в знаменитом Русском вальсе (Вальс № 2) исполнит молодая томская саксофонистка Людмила Бурметьева.