«Любовь и жизнь женщины» – так называется ближайшая концертная программа арт-проекта Sonore.
В основе программы – одноимённый вокальный цикл, который был создан Робертом Шуманом в 1840 году и, по сути, стал воображаемой биографией его жены Клары Вик.
В интенсивности, внутреннем горении и душевном богатстве, с которым изо дня в день разрабатывалась эта тема, конечно же, лежали чувства самого композитора: Шуман обращается к миру только что пережитого и вновь бурно переживаемого.
Только что завершилась его многолетняя борьба за Клару, дочь крупнейшего лейпцигского педагога Фридриха Вика. Шуман жил у него, беря уроки фортепиано. Когда Роберт попросит руки Клары, девушка уже прославится как выдающаяся пианистка. Однако её отец всеми силами ещё долго будет противиться стремлению влюблённых соединить свои судьбы. Во время этого противостояния Шуман создаст множество оригинальных фортепианных сочинений и опубликует статьи в основанном им «Новом музыкальном журнале». Однако и это не смягчит решения Вика. Отчаявшись получить согласие мирным путём, влюблённые, наконец, обратятся в суд. И выиграют дело!
Этот счастливый поворот в жизни Шумана рождает бурный прилив творческих сил, прежде всего в вокальном жанре, ранее почти не привлекавшем композитора.
За 1840 год им было написано более 130 песен, в том числе лучшие вокальные циклы, среди которых «Любовь и жизнь женщины». Автор стихов – немецкий поэт-романтик, учёный, лотарингский граф Адальберт фон Шамиссо.
Стихи Шамиссо имели широкую популярность у современников, особенно любовные и посвященные жизни семьи, поэтизирующие будни. Именно к таким и относится цикл «Любовь и жизнь женщины».
Цикл состоит из 8 песен, в которых господствуют светлые чувства: вместо обычного для романтиков конфликта с окружающими людьми и миром – радостное приятие их.
Первые две песни – «Взор его при встрече» и «Он прекрасней всех на свете» – рассказывают о начале и расцвете женской любви. Следующие три – «Не знаю, верить ли счастью», «Колечко золотое» и «Милые сёстры» – о счастье замужества. Ещё две – «Милый друг, смущён ты» и «Нежно прильни ты к сердцу скорей» – об ожидании и радости материнства. И лишь восьмая, финальная песня «Ты в первый раз наносишь мне удар» вносит резкий контраст. Её тема – смерть любимого. Это монолог, сжатый по форме и сдержанный по выражению чувств. Заканчивается цикл светло: в большой фортепианной постлюдии повторяется куплет № 1 «Взор его при встрече» – воспоминание о начале любви, которая побеждает отчаяние.
Вот так, по мысли композитора, переложившего именно эти стихи на музыку, для женщины жизнь и любовь – это одно и то же, и центром всего женского мира является мужчина и, в данном случае, он сам. Таков максималистский взгляд композитора на роль своей избранницы. А вы что думаете по этому поводу?