Здесь люди и музыка становятся друзьями...

С юбилеем, Валерий Григорьевич!

Валерий Григорьевич Федорец родился в 1948 г. на Урале в г. Касли. Когда ему было 3 года, родители переехали в г. Томск. С тех пор он пожизненный томич. Учился в ДМШ № 1 г. Томска, музыкальном училище в классе Т.К. Гойхман, окончил Дальневосточный институт искусств (г. Владивосток) по классу сольного пения, работал в оперном театре г. Пермь. Затем вернулся в родной город. В Томске постоянно работал солистом Томской филармонии, был приглашенным солистом хоровой капеллы ТГУ. В составе концертных бригад Томской филармонии познакомил со своим искусством жителей почти всех городов и поселков Томской области, а также и за ее пределами. В 2009 г. успешно выступал в Приморском крае, в другие годы в ряде российских городов (Киров, Пермь, Кемерово и др.).

И князь Игорь, и Лепорелло, и Онегин, и Старый цыган

Томская филармония поздравляет Валерия Федорца с 75-летием!

Самый лучший филармонический Дед Мороз – это Валерий Федорец! Самый преданный поклонник томской Романсиады – это Валерий Федорец! Для старшего поколения слушателей он – веселый птицелов Папагено, импозантный и неотразимый тореадор Эскамильо, брутальный Алеко. А сколько романсов и песен спел Валерий Григорьевич на гастролях. Ему аплодировали не только жители Томской области, но и Кемерова, Перми, Кирова и Приморского края. Юбилей – это повод поговорить о своем призвании, о судьбоносных встречах и о счастье.

— К сожалению, музыка не сразу выбрала меня. Я потерял лучшее время, чтобы делать творческую карьеру. С 18 до 30 не пел, — удивил Валерий Григорьевич в начале разговора.
– Хотя к музыке у меня всегда было стремление. Ведь в детстве учился в Первой музыкальной школе Томска. Но сначала призвали в армию, а потом жизнь другая увлекла.
В музыкальное училище я пришел только в 30 лет. Перед тем, как поступать в вуз, надо было грамоте музыкальной набраться. И я попал к замечательному педагогу, великолепной певице – Татьяне Кашавовне Гойхман. Два года она со мной занималась и многое мне дала. Поэтому я легко поступил в Дальневосточный институт искусств во Владивостоке.

Получив распределение в Пермь, проработал там два года. Сначала солистом в филармонии, а потом перешел в Пермский театр оперы и балета.

Сегодня это один из самых известных театров России, обладатель многих «Золотых масок».

— Да и тогда там была очень сильная труппа. И филармония была сильна своими голосами. Был удивлен, что такие потрясающе красивые голоса поют не в столичных театрах. Парадоксально, но в Перми у меня был скромный оперный репертуар. Там я только начал готовить партии Онегина в одноименной опере Чайковского и Жоржа Жармена в «Травиате» Верди. Но реализовал их уже в Томске. С 1987 года – я уже был солистом Томской филармонии. Тогда главным дирижером в оркестре работал Илмар Лапиньш, и в то время было много концертных постановок опер. С оркестром пел Евгения Онегина, и Елецкого в «Пиковой даме». На эти проекты приглашали дирижеров из Москвы. Больше всех с солистами Томской филармонии работал Валерий Ефимович Ермошкин. Он столько сил на репетициях вытягивал из нас, что я думал, у меня сил не хватит спеть на
сцене. Но ничего – выходил и пел.

— Филармоническая сцена – не театральная, и все же вы не просто пели арии, но играли. Запомнился ваш Лепорелло, слуга Дон Жуана, в концертной программе, посвященной Моцарту. Вы создали образ. Как и в дуэте с Шагдаром Зондуевым, когда пели партию Князя Игоря, а он – Кончака. Характер своего персонажа вы передали вокально и артистично. К сожалению, не довелось слышать вас в «Волшебной флейте» Моцарта.

— В «Волшебной флейте» пел партию Папагено. Это даже не концертное исполнение оперы, а постановка в современном духе, когда персонажи ходили не в исторических костюмах, а в современных костюмах. Ставил тогда Андрей Колемасов, и мне понравилось его режиссерское и сценическое решение. «Алеко» Рахманинова сначала поставили в Доме ученых, а потом пели оперу на сцене Органного зала. В той постановке я был Алеко. «Травиату» ставили в ТГУ под руководством Виталия Сотникова, с участием Хоровой капеллы ТГУ. Там же пел и с тем же коллективом сыграл Григория Грязного в «Царской невесте», а затем и Эскамильо в опере «Кармен». А на гастролях Томской филармонии пел знаменитую арию «Тореадор, смелее в бой»! Есть у меня в репертуаре и любимая мною партия Яго из «Отелло» Верди. Эта вещь полностью захватывает меня. Еще пел каватину Фигаро из «Севильского цирюльника» Россини. Это тоже была моя «фишка». Пел ее на всех углах, в любом состоянии. Однажды вообще не мог пошевелиться из-за болезни, а петь надо. Вышел, спел и почувствовал — полегчало. Что-то включилось внутри. Как говорится, сцена лечит.

— Вы много лет не только поете, но и преподаете вокал в музыкальном колледже. Как перешли на преподавательскую работу?

— Когда-то, по окончании вуза, я зарекся браться за педагогический труд. Потому что осознавал, какая это большая ответственность. Возможно, мой личный неудачный опыт внушал опасения. Дело в том, что мой педагог в институте учил меня по басу, и я на каком-то этапе голос остановился и не развивался. На мое счастье во Владивосток приехал профессор Николай Николаевич Голышев, и я к нему тайком сходил на мастер-класс. Он меня послушал и сказал, что никакой я не бас, а баритон. Предлагал переехать к нему в Уральскую консерваторию. Но я не рискнул. Он-то думал, что я молод, а я уже был зрелым человеком, шел 33-й год. Но всю жизнь был благодарен Николаю Николаевичу за его советы. Когда он впервые приехал как член жюри Сибирской Романсиады в Томск, я подошел к нему и напомнил тот случай. Он, конечно, меня не помнил. Но был рад новой
встрече.

— Вы не пропустили, кажется, не одну Романсиаду в Томске. Всегда в зале на отборочных турах. Всегда внимательно слушаете.

— Мне интересно. Слушаешь, смотришь, анализируешь, какое направление у каждого вуза, как поют. Со многими членами жюри знаком. Это и для работы педагога полезно.

Дав слово не заниматься, чтобы не испортить чей-то голос, чью-то судьбу, я долго не брался за воспитание вокалистов. Но однажды моя знакомая, директор клуба «Звездочка», попросила ей помочь. И я стал заниматься с ребятами в клубе. Занимаюсь, занимаюсь – и понимаю: что-то получается, они поют. Пригласил своего друга – композитора Геннадия Куртова, чтобы он послушал. «Не знаю, что ты с ними делаешь, но они поют»! – сказал он.

Потом недолго преподавал в детской музыкальной школе № 1. Но совмещать работу в филармонии и в школе трудно. Надо уезжать на выездные концерты, а у меня уроки, и их не отменить. Поэтому перешел работать в колледж, там более гибкий график. Сейчас работаю в вокальной школе для взрослых, в шутку называю себя деканом. Выпустил 5 учеников, 4 поступили в высшие учебные заведения.

— Вы дружили и дружите с томскими композиторами: Константином Лакиным, Андреем Груздевым, Геннадием Куртовым. И не просто дружите, но поете их песни.

— Это дружба-сотрудничество. В моем репертуаре много песен Геннадия Куртова, пою его песню о Томске. А тут и жена, Ольга Павловна Мазепина, стала сочинять. Уже два ее вокальных цикла на стихи томского поэта Николая Игнатенко спел. Ольга Павловна — не только педагог, она и великолепный концертмейстер, и очень интеллектуальный человек. Прежде, чем я спою какую-нибудь арию или романс, она мне все про него расскажет, чтобы я уже пел и понимал, о чем пою.

— Из своих 75-ти более полувека вы провели в городе «на берегу Томи», как поете в одной из песен. Когда почувствовали, что вы совпадаете с Томском в жизненных ритмах, по ощущениям?

— Томичом я стал в три года. Когда родители переехали из уральского городка Касли, знаменитого своим чугунным литьем и черной металлургией. В Томске прошли мое детство и юность. Здесь влюблялся, женился, мужал и креп как солист. Я пытался уехать из города, как уже говорил, но Томск притягивает. Не скажу, что я в молодости с восторгом ходил по улицам Томска, но всегда любил. А сейчас люблю особенно. Понимание, что это «мой город» пришло недавно. Когда иду по проспекту Ленина, то
сердце таким жаром любви охватывает! Такой нежностью! Потому что все здесь – «мое».

Ваша живая, деятельная и всегда ищущая натура, конечно же, требует выхода. Что-то планируете к своему юбилею исполнить?

— Надеюсь, что 27 марта соберу друзей в Доме ученых на юбилейном концерте. Кстати, это моя родная сцена. Можно сказать, колыбель моего вокального творчества. Когда-то, в 1978 году я познакомился здесь с моим будущим педагогом, Татьяной Кашавовной Гойхман. На одной сцене с ней пел арию Фигаро: «Мальчик резвый, кудрявый, влюбленный» из оперы «Свадьба Фигаро» Моцарта. А теперь хочу, чтобы некоторые мои любимые ученики спели со мной в концерте.

….Коллеги в Томской филармонии искренне поздравляют Валерия Григорьевича с юбилеем! Желают творческих и педагогических успехов, здоровья и благополучия.

Беседовала: Татьяна ВЕСНИНА