В новой программе, посвящённой 150-летию со дня рождения Сергея Рахманинова, – два вершинных произведения рахманиновского наследия, образцы большой симфонической музыки.
Под управлением народного артиста РФ, художественного руководителя и главного дирижёра Владимира Понькина Томский академический симфонический оркестр исполнит Симфонию № 2 и Концерт № 3 для фортепиано с оркестром. Во
втором произведении солистом выступит известный пианист, лауреат престижных международных конкурсов Юрий Фаворин (Москва).
В Третьем концерте нет соревнования между оркестром и солистом: ведущая роль в нём отдана фортепиано. Юрий Фаворин уже не раз исполнял эту партию и до сих пор каждый раз открывает в ней что-то новое – для себя и для слушателей.
Юрий, какой будет ваша интерпретация? Каков будет темп? Вопрос про темп немного поясню для читателей: считается, что большинство исполнителей играют музыку Рахманинова намного медленней, чем сам композитор.
– Третий концерт я исполнял много раз. Старался не повторять решения и сыграть каждый следующий раз чуть иначе, в том числе и в плане темпов. Предугадать, что будет на этот раз, трудно. Очень многое зависит от дирижёра, оркестра, зала.
Каково ваше личное отношение к личности и творчеству Рахманинова? Что восхищает, что удивляет, что близко?.. Очень интересен ваш взгляд не только как исполнителя, но и композитора.
– В композиторской фигуре Рахманинова удивляет больше всего то, что будучи – особенно в ранний период творчества – одним из наиболее дерзких и инновативных композиторов, Рахманинов вошёл в сознание не только публики в
целом, но и сообщества профессионалов, как композитор-«консерватор», хотя такая характеристика применима лишь к нескольким его последним сочинениям. Рахманинов прошёл интересный путь: будучи ярким новатором, «опережающим
век» в 1890-х, в 1916-1917 годах он уже был «наравне с веком», а в 1930-х – с куда большим интересом смотрел в прошлое, в «Серебряный век», в отдельных аспектах адаптируя веяния своего времени. Причина, вероятно, в том, как быстро
менялась окружающая действительность в то время как Рахманинов руководствовался исключительно своей собственной (и гениальной!) логикой творческой эволюции.
Каково ваше отношение к Третьему концерту в частности?
– Третий концерт представляется одним из наиболее значительных фортепианных концертов, максимально впечатляюще объединяя в себе сложность и красоту, оставаясь при этом ещё очень «инструментальным» и предельно естественным в
логике своего развития.
Наверняка, у вас есть какие-то свои истории, связанные с исполнением произведений Рахманинова?
– Каждое исполнение концерта Рахманинова – своеобразная уникальная история, но «внутренняя»: пропорции «здания» при каждом исполнении всегда немного меняются, заставляя видеть каждый раз по-новому, замечать иначе освещённые (или затемнённые) участки, неожиданные оттенки настроений. Это и можно назвать своеобразными «интересными историями».
Юрий Фаворин выступит в Томске 1 апреля. Концерт называется «Главный представляет. Рахманинов».
КУПИТЬ БИЛЕТ, в том числе и «Пушкинской картой» можно прямо сейчас.
Вопросы задавала: Ирина ГЮНТЕР