«Прелюдия, фуга и вариация си минор» Сезара Франка – самое известное органное сочинение композитора. Оно приобрело популярность в силу необычайной красоты его мелодий, которые легко запоминаются и ещё долго звучат в памяти. Только у самого автора это произведение существует в трёх версиях – для органа, для фисгармонии и для рояля в 4 руки, а переложений, сделанных другими авторами, включая Ференца Листа, ещё больше.
Вечером 24 мая это произведение прозвучит в Органном зале Томской филармонии. Его исполнит Дмитрий Ушаков. В преддверии концерта «Готовим фугу» органист и музыковед развенчал один из мифов, связанных с этим сочинением.
– «Прелюдия, фуга и вариация си минор» Франка входят в его так называемые «Шесть пьес для большого органа», – рассказывает Дмитрий Ушаков. – Это первый большой цикл пьес композитора. Он появился после того, как Франк стал органистом церкви Святой Клотильды в Париже, на новом, только что построенном Аристидом Кавайе-Колем органе. Общепринятая точка зрения на эти «Шесть пьес» заключается в том, что все они были написаны именно для органа церкви Святой Клотильды.
– У меня же есть в этом некоторые сомнения, – продолжает органист. – Дело в том, что в начале каждой из своих шести пьес Франк довольно точно указывал регистровку, на которой нужно исполнять эти пьесы. Это вообще такая французская традиция: французы, в отличие от немцев, обычно указывали в нотах регистровки своих сочинений. Так вот регистровка, которая указана в начале «Прелюдии, фуги и вариации си минор», была не выполнима на органе церкви Святой Клотильды просто потому, что одного из указанных регистров на этом органе в то время не было. Поэтому я сомневаюсь, что Франк твёрдо связывал эти пьесы с органом церкви Святой Клотильды. Да, он этот орган очень любил, он очень долго на нём играл, он говорил, что «мой новый орган – это целый оркестр, и он так послушен моим мыслям и моим пальцам…», но всё же свои пьесы он ориентировал не конкретно на него, а на некий «общий вариант» среднего или большого органа Кавайе-Коля – крупнейшего и, безусловно, гениального органного мастера тех времён.
Вообще органное творчество Франка является звуковым воплощением эстетики этого органного мастера, как и творчество последователей Франка, таких как Шарль-Мари Видор, Луи Вьерн и многих других. И вот «Шесть пьес» Франка – это первые ласточки в большом и существующем по сей день таком направлении органной музыки, который называется «симфоническая органная музыка» или «симфоническая французская органная школа» или «французский органный симфонизм». И эта музыка очень красиво звучит на томском духовом органе, пусть и построенном в другое время и другими мастерами.
КУПИТЬ БИЛЕТ на концерт «Готовим фугу» прямой сейчас. Концерт входит в проект «Пушкинская карта» и открывает музыкальный фестиваль «Летние вечера в Органном зале-2023»