Музыка Иоганна Себастьяна Баха способна превратить любой зал в настоящий собор и подарить важные озарения.
На концерте «Готовим фугу» 24 мая Дмитрий Ушаков, органист и музыковед Томской филармонии, исполнит произведения, над которыми Бах работал в последние годы, а, быть может, дни и даже часы своей жизни. Томский органист слушал эту музыку в Церкви святого Фомы в Лейпциге, в которой служил композитор и в которой сейчас находится его могила.
– Хорал «Пред троном Твоим я предстаю» мне довелось услышать в Томаскирхе, – рассказывает Дмитрий Ушаков. – Когда эта музыка зазвучала, я находился в алтарной части – там, где находится могила композитора. И на меня, и на всех, кто в этот момент оказался там же и был знаком с легендой о том, что этот хорал – если не последнее сочинение Баха, то во всяком случае одно из последних, к которому он обратился, сложившаяся ситуация произвела совершенно неизгладимое впечатление.
Первый биограф Баха Иоганн Форкель, современник детей композитора писал об этом произведении так: «Умирающий мастер слышал музыку сфер, и меня всегда охватывает священный трепет, когда я играю этот хорал». Бах покинул этот мир более 270 лет назад, но до сих пор его музыка вызывает «священный трепет» и у исполнителей, и у слушателей.
– Я несколько раз играл Неоконченную фугу и хорал именно в такой последовательности, – говорит Дмитрий Ушаков. – В момент, когда обрывается фуга – именно там, где обрывается её автограф, – в зале воцаряется особая тишина. Затем следует хорал, во время звучания которого не только я – весь зал охвачен неким трепетом. По окончании исполнения в зале снова тишина. У многих на глазах слёзы. Я уверен, что в эти моменты некий такой священный контекст совершенно точно присутствует в зале.
КУПИТЬ БИЛЕТ на концерт «Готовим фугу» прямой сейчас. Концерт входит в проект «Пушкинская карта» и открывает музыкальный фестиваль «Летние вечера в Органном зале-2023»