(запись выступления от 26 апреля 2021 года)
Историю создания «Гольдберг-вариаций», одного из самых популярных клавирных сочинений И. С. Баха, серьезные музыковеды и авторы популярных книг о музыке излагают как анекдот, подают как музыку, написанную для того, чтобы под нее хорошо спалось.
Вот как эта история звучит в устах Алексея Сканави: «Гольдберг-вариации» были написаны с целью усыпать слушателей. Точнее – всего одного. Юный ученик Баха Иоганн Готтлиб Гольдберг работал придворным музыкантом у российского посланника в Саксонии фон Кайзерлинга. Тот страдал бессонницей, и Гольдберг должен был по нескольку часов играть ночью на клавесине в его спальне, навевая своему хозяину сладкие сны. Говорят, что именно по его заказу Иоганн Себастьян Бах написал 30 вариаций на тему Арии, сочиненную им для Нотной тетрадки своей второй жены – Анны Магдалины Бах. Одна и та же музыка, повторяемая хоть и с изменениями, на протяжении почти целого часа, должна была бы по идее усыпать любого». Но автор «Записок о музыке» замечает, что ему далеко не всегда удается уснуть под «Гольдберг-вариации». «Очевидно, дело в исполнении», — замечает Алексей Сканави.
Думается, дуэт Дарьи Махтаевой (фортепиано) и Дмитрия Ушакова (орган) не даст шанса зрителям онлайн-концерта уснуть или отвлечься. Ведь концерт задуман как клавишный баттл. А само сочинение Баха звучит в версии для двух клавиров Йозефа Рейнбергера. И это уже вторая встреча-состязание двух томских музыкантов.
Возможны изменения