Возможно ли проспать 100 лет и сохранить молодость?
Удивительный рецепт сохранения молодости и красоты предложили Перро, Чайковский и Петипа: надо уснуть на сто лет и проснуться на рассвете от поцелуя и музыки. Никакое время не властно над любовью! Но для этого нужно всего два условия: чтобы девушка была принцессой, а юноша – принцем.
В этой шутке нетрудно угадать фабулу волшебной сказки Шарля Перро «Спящая красавица». Она нравилась Петру Ильичу своей наивностью, детской чистотой, серьезностью и в то же время «едва уловимой улыбкой автора». Поэтому Чайковский с охотой откликнулся на предложение директора императорских театров И.А. Всеволожского, большого любителя и покровителя балета, написать музыку на его либретто по сказке Перро.
Но автор «Лебединого озера» поставил себе задачу: написать такую музыку к балету, чтобы она не уступала по глубине и содержательности опере и симфонии. Дело в том, что во времена Чайковского балетная музыка считалась второсортной, ни один значительный композитор не брался за балеты. Традицию сломал сам Петр Ильич еще в «Лебедином озере». Спустя 12 лет после премьеры балета об Одетте и Одилии, Чайковский вновь приступил к работе над балетом-сказкой.
Сюжет о принцессе, которая была заколдована злой феей, ее столетнем сне и чудесном пробуждении нравился композитору своей поэтичностью. Но в нем он не находил ни подробных описаний быта и места действия, ни развернутых характеристик действующих лиц. У Перро сказано лишь то, что принцесса была живая и немного легкомысленная, а принц – молодой и отважный.
Поэтому композитору пришлось взять на себя эту работу – с помощью музыки написать живые портреты героев, добавить подробности и реальные черты в характер их действий. В балете-феерии, каким была задумана «Спящая красавица», предполагались фантастические сцены, волшебные превращения, пышные и зрелищные постановочные эффекты, большое количество массовых сцен и танцев.
Задача так увлекла композитора, что на сочинение «Спящей красавицы» у него ушло всего 40 дней. Хотя писал с большими перерывами: десять дней в октябре 1888-го, три недели в январе и неделю в мае 1889 года. Сочинять музыку помогала программа будущего балета, написанная выдающимся балетмейстером Мариусом Петипа. «Спящая красавица» — едва ли не лучшее из всех моих сочинений, а ведь я написал ее невероятно скоро», — писал Чайковский издателю П. И. Юргенсону.
Почему не позвали Карабосс?
Для молодого балетмейстера императорского театра сотрудничество с известным композитором было честью и накладывало определенные обязательства. Хореографический сюжет должен был органически сочетаться с музыкой безусловных художественных достоинств. Свою «Спящую красавицу» Мариус Петипа поместил в королевский Версаль. Воспоминания о родине помогали талантливому балетмейстеру привнести в сказочную историю достоверные черты жизни аристократов.
Балет начинается с картины пышного торжества в королевском замке по случаю крестин принцессы Авроры. Обстановка истинно королевской роскоши в зале для празднеств во дворце Флорестана XIV, на фоне которой проходят красочные танцы фей, приносящих маленькой принцессе свои пожелания, поздравления и дары, воспроизводило интерьеры Версаля времен Людовика XIV.
Прибытие старой феи Карабосс снабжено подробностями, не упоминающимися в сказке. В балете появляется новый персонаж — церемониймейстер Каталабют, не лишенный комических черт, вместе с тем трогательно преданный принцессе и являющийся непосредственным виновником событий. Это он забывает пригласить Карабосс на бал, чем и навлекает беду на королевскую семью. В музыкальной и хореографической партитуре раскаяние, страх, отчаяние Каталабюта, беспокойство короля, королевы и фей предшествуют эффектному появлению феи Карабосс на колеснице, запряженной шестью крысами, в сопровождении безобразных пажей.
Зачем нужен призрак?
Принц Дезире, второй из главных действующих лиц, появляется только во втором акте. О спящей Авроре ему рассказывает Фея Сирени. Рассказ об уснувшем замке разжигает любопытство юноши, желание увидеть прекрасную принцессу оказывается сильнее страха перед таинственным лесом. Ему не терпится увидеть Аврору. По велению феи появляется призрак принцессы. Когда происходит встреча Дезире с призраком Авроры, начинается третья волна действия.
Появление призрака героини, вызванного могущественной волшебницей, — традиционный ход балетов XIX века. Равно, как и сцены охоты в лесу с танцами-дивертисментами. Третий акт, когда на свадьбе Авроры и Дезире появляются персонажи всех сказок Шарля Перро, и вовсе превращен в балетный дивертисмент. В нем наиболее полно проявилась природа жанра балета-феерии. Остроумное решение Петипа с персонажами сказок Перро давало широкий простор фантазии композитора.
Полное взаимопонимание Чайковского и Петипа привело к революции в балете. Однако публика не сразу поняла и оценила новшества в музыке и хореографии. Балету, как и самой Спящей красавице, понадобилось время, чтобы стать безусловным шедевром.
Балет «Спящая красавица» продолжит филармонический фестиваль в Томске «Лето балета».
КУПИТЬ БИЛЕТ сейчас на сказочный спектакль с ярким зрелищем и потрясающей музыкой. Билеты доступны и по Пушкинской карте.