Немецкий романтик, поэт, композитор, органист, журналист, видный представитель движения «Бури и натиска» Кристиан Шубарт в 1806 году выпустил трактат «Ideen zu einer Aesthetik der Tonkunst» («Идеи по эстетике звукового искусства»), где попытался установить соответствие между тональностями и настроением. Так, До мажор – полная чистота. Его символы – невинность, простота, наивность, речь ребёнка. А до минор – декларация любви и одновременно горечь её потери; всё томится и тоскует; душа больна любовью.
Если взглянуть на программу концерта «Формула любви», предложенную органисткой Томской филармонии Марией Блажевич, через призму теории Шубарта (на стихи которого Франц Шуберт написал известную песню «Форель»), то можно расшифровать тайные послания композиторов-романтиков – И. Брамса, Р. Шумана, Ф. Мендельсона, Ф. Листа, Й. Рейнбергера, З. Карг-Элерта, С. Франка.
Мария Блажевич покажет, как Роберт Шуман варьирует свою «формулу любви», исполнив два этюда в до миноре и фа миноре (по Шубарту, эта тональность выражает «глубокую депрессию, оплакивание умершего, воплощает стоны страданий на могиле»).
Четвёртая соната для органа Си-бемоль мажор Ф. Мендельсона-Бартольди – это классическая формула любви, ибо означает «радость любви, ясность сознания, большую надежду на лучший мир».
Знаменитый ноктюрн «Грёзы любви» Ф. Листа написаны в тональности Ля-бемоль мажор, которая считается выражением скорбных чувств, в музыке говорится едва ли не о смерти. Между тем мелодия пленяет своей красотой, а композитор будто заклинает слушателей: берегите тех, кто вас любит! Этот третий ноктюрн из цикла «Грёзы любви» Лист посвятил своей возлюбленной Каролине Витгенштейн.
Билеты уже в продаже!
Стоимость билетов: 400–700 руб.
Возрастная категория: 12+
Кассы: с городского 20-20-62, 20-20-72; с мобильного +7 (953) 920-20-62, +7 (953) 922-20-72
Коллективные заявки: 51-44-69
Возможны изменения