Здесь люди и музыка становятся друзьями...

Афиша

Вольный ветер. XX век и наши современники


21 апреля 2024 | 11:00
Камерный концертный зал

Абонемент № 16 «Классика ноль плюс» (сезон 23/24)

В программе:

Дунаевский. «Песенка Пепиты»
Дунаевский. Дуэт Янко и Стеллы из оперетты «Вольный ветер»
Дунаевский. «Веселый ветер»
Прокофьев, ст. А. Барто. «Болтунья»
Стравинский. «Селезень» из цикла «4 русские крестьянские песни»,
Свиридов на ст. А. Блока. «Весна»
Свиридов. Маритана
Денисов на ст. А. Блока. «Огоньки» из цикла «На снежном костре»
Гаврилин. «Шутка»
Зацепин. Песенка о медведях, из к/ф Кавказская пленница
Ксилофон, перкуссия
Тим Хьюзген, Видение во сне.
Вибрафон

Стоимость 450 руб.

Купить билет
Pushkin Cart

Вы можете оплатить Пушкинской картой

Оплатить

Это было недавно, это было давно – так можно сказать о песнях, родившихся в ХХ веке. Именно о них и их создателях расскажет музыковед и автор абонемента «Классика ноль плюс» Василина Сыпченко на заключительном концерте абонементного цикла сезона 2023/2024.

По замыслу автора абонемента, разговор о музыкальных стилях стоит заканчивать музыкой ХХ века. Этот век оставил нам произведения композиторов, писавших в совершенно другом стиле, нежели композиторы эпохи барокко или классицизма, романтики или русские композиторы XIX века. Оригинальный композиторский язык Стравинского, Прокофьева, Денисова и их последователей прослеживается даже в таких камерных формах, как песни и романсы.

Музыка композиторов ХХ века, от Стравинского до Зацепина прозвучит в исполнении солистов Томской филармонии – Юлии Шинкевич (сопрано), Вячеслава Клименко (баритон), Ирины Макаровой (сопрано), Александры Смирновой (ударные) и Павла Шинкевича (фортепиано). Впрочем, не только ХХ век окажется в центре внимания слушателей. Прозвучит и красивейшая композиция для виброфона «Видение во сне» Тима Хьюзгена, которая сочинена буквально «на днях», в 2015 году.

Уже своим названием концерт обращает наши мысли к имени композитора, с которым ассоциируется становление советского кинематографа и музыкальной комедии в СССР в 30–40-х годах. Речь пойдет об Исааке Осиповиче Дунаевском… Его оперетта «Вольный ветер» почти сразу стала вровень с классическими опереттами Штрауса и Кальмана. Но символическое название выражало не только смысл содержания – герои боролись за свободу своей страны, но и подчеркивало новый этап в развитии жанра, ведь главными героями стали не князья и дамы высшего света, а моряки и продавщица кабачка. После войны оперетта Исаака Дунаевского стремительно набирала популярность, на музыкальных подмостках Советского Союза озорная Пепита пела свою веселую песенку, а Янко и Стелла клялись друг другу в вечной любви.

Песни Дунаевского обретали популярность благодаря кино. Еще живы прадедушки и прабабушки сегодняшних юных слушателей, которые помнят, как в 1936 году с больших экранов страны сошла песня «Веселый ветер», написанная Дунаевским на стихи Василия Лебедева-Кумача. Она прозвучала в фильме «Дети капитана Гранта», сразу ставшей культовой картиной. На этой жизнеутверждающей Песенке Роберта выросло не одно поколение советских пионеров. Сегодня она, как и романс Сергея Прокофьева на стихи детской поэтессы Агнии Барто «Болтунья», считается отечественной песенной классикой. Кстати, романс Прокофьев написал в том же том же 1936 году, когда вернулся в Советский Союз из-за границы.

Но детская тема в творчестве русских композиторов появилась гораздо раньше. На заре ХХ века русский композитор Игорь Стравинский, который удивил и покорил Париж и остальную Европу своими балетами «Весна священная», «Петрушка», «Жар-птица», обратился к народным песням, чтобы изучить их ритмику и структуру. В результате обработок русских песен он создал цикл «Четыре русские крестьянские песни», в который вошли короткие песенки, написанные на основе детских считалок, прибауток, потешек. Например, песня «Селезень» символизирует детский или молодежный игровой хоровод, когда селезень – мальчик пытается догнать уточку – девочку, а та от него убегает.

Вторая половина ХХ века – это период расцвета творчества таких композиторов, как Георгий Свиридов, Валерий Гаврилин и Эдисон Денисов. Столь не похожие по манере письма, авторы в 70–80-х годах обращаются к великой русской поэзии и сочиняют вокальные циклы на стихи А. Блока (Свиридов и Денисов) или С. Есенина. «Шутка» Гаврилина выросла из музыки к спектаклю, где не было слов. Они были написаны позже. Первыми ее исполнили Эдуард Хиль и Людмила Сенчина, а первым исполнителем страстного испанского романса «Маритана» Свиридова был Муслим Магомаев. Эти исполнители сделали классикой эти эстрадные композиции.

Творчество Александра Зацепина, нашего современника, как и творчество Дунаевского, прочно связано с кинематографом. Во многом благодаря музыке Зацепина мы любим фильмы «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию», «Двенадцать стульев».

Песни, которые радовали дедушек и бабушек, не устарели, Под них хорошо танцевать, рисовать и просто двигаться. Все это могут делать юные слушатели 0+. Кроме того, слушатели познакомятся с настоящим композитором, который живет в Томске, и вместе с ним попробуют сочинить свои первые композиции.

Билеты уже в продаже!
Стоимость билетов: 450 руб.
Возрастная категория: 0+
Кассы: с городского 20-20-62, 20-20-72; с мобильного +7 (953) 920-20-62, +7 (953) 922-20-72
Коллективные заявки: 51-44-69
Возможны изменения


Читайте также: