EnglishRussian

Здесь люди и музыка становятся друзьями...

Праздничный костюм Енисейской губернии

В национальных костюмах, как и в мелодиях, нет случайностей!

Мы продолжаем серию публикаций об экспонатах музыкальной выставки «Куклы в традиционных костюмах народов России».

Сегодня говорим о праздничном наряде Енисейской губернии и предлагаем традиционный сибирский наигрыш.

В праздники жители Енисейской губернии надевали одежду, сшитую из покупной или домотканной ткани лучшего качества. Мужчины наряжались в рубахи из льняного холста, поверх них шёл жилет с высоким воротником-стойкой или безрукавка из плиса. Женщины облачались в сарафаны из китайки и бархата, телогрейки и шугаи с полукруглым воротом, шёлковые юбки-фурмы, епанчи. На шею повязывали шёлковые косынки. Девушки на голову надевали белевой колпак, женщины – повойник, украшенный позументом и цветками из мишуры. На ноги обували валваретки, натягивали чулки, окрашенные мареной.

Окраска пряжи и холстов в XVIII-XIX веках была составной частью домашнего ткацкого производства. Получавшийся в каждой местности тот или иной цвет имел свои особенности и зависел от произраставших там растений. В Енисейской губернии для колеровки тканей использовали марену, зеленицу, макыр, серпуху, дуб и сандал.

Прежде чем окрасить холст в малиновый и красный цвета, готовили квасило. Для этого в кадке ржаную муку разводили тёплой водой и заквашивали её дрожжами. В квасило добавляли смесь из зеленицы и марены. В готовый раствор закладывали мотки пряжи и оставляли на две ночи. Затем пряжу ополаскивали, сушили, пересыпали толчёной мареной и ненадолго опускали в заранее подготовленный отвар марены. Ею также окрашивали готовое сукно из белой овечьей шерсти, шедшее на изготовление чулок.

В зелёный цвет красили холсты с помощью зеленицы. Если требовалось придать ткани желтоватый оттенок, это растение отваривали вместе с серпухой и жарками. Затем процеженный отвар заливали в чан и на два дня закладывали в него холст или пряжу.

Прежде чем чернить, макырить, материю опускали в воду, где вымачивались грузди, добавляя берёзовую кору и кипятили. В этом отваре холст или пряжу квасили два-три дня. Затем их сушили и погружали в отвар макыра. Его готовили заранее: корни растения запаривали в горшке, поставленном на сутки в печь, затем сливали в кадку и кипятили над раскалёнными камнями.

Самым простым способом окрашивания ткани было использование серпухи и сандала. Из них готовили отвар, погружали в чан холст и ждали, пока вода не остынет.

Подробнее ещё про 79 (!) разных костюмов великой России вы узнаете на музыкальной выставке. Каждую куклу сопровождает музыка этой народности, зашифрованная в QR-код. Вы можете самостоятельно разглядеть костюмы и послушать народные мелодии, наведя смартфон на QR-код, указанный на табличке к экспонату.

Информация подготовлена по материалам журнала DeAGOSTINI «Куклы в народных костюмах», выпуск № 49.