Здесь люди и музыка становятся друзьями...

10 занятных историй из жизни Франца Шуберта

Его последнюю Большую симфонию исполнит Томский оркестр в завершении Всероссийского фестиваля «Парад оркестров».

Если вы вдруг захотите послушать небесную музыку, скорее включайте Франца Шуберта. Среди композиторов именно он чаще других приоткрывает врата в рай. Уже с первых нот вам станет ясно, что вы – там. Это достоверно знал Михаил Булгаков, недаром своему Мастеру он подарил покой и музыку Шуберта, которая звучит в обретенном Доме.

Последнюю симфонию Шуберта, которую случайно обнаружили друзья после смерти композитора, исполнит Томский академический симфонический оркестр под управлением Игоря Берендеева 30 марта в Большом концертном зале Томской филармонии.

Жизнь композитора совершенно была не раем. Мы нашли 10 занятных историй о короткой жизни Шуберта:

История 1. «Гадкий утенок»

Сказка Ганса Христиана Андерсена о гадком утенке – это метафора реальной судьбы Франца Петера Шуберта, сына учителя.

Маленький и пухлый (за что прозвали его Шваммерль, что означает «толстячок», «гриб» или «губка»), очень близорукий (не снимал очков, даже когда спал), с больными зубами, с прыщами, от которых никак не мог избавиться, Франц Шуберт не имел успеха у девушек, был до болезненности робок и застенчив с ними. Зато в узком кругу друзей (а они у него были!), когда он преодолевал робость, он одаривал всех своей улыбкой и музыкой. Он расцветал, когда садился за рояль и начинал играть. Или когда вместе с друзьями гулял, беседовал о музыке, курил и выпивал на то, что сочинил. Да, у него было два пагубных пристрастия, от которых он не смог избавиться до конца жизни – вино и табак.

История 2. «Идеальный день Шуберта»

Шуберт соединял в себе два, казалось бы, несоединимых качества: лень и трудолюбие.

Просыпался он поздно. Но где бы он ни находился – тут же приступал к сочинению музыки. Занимался этим не менее 5 часов в день без перерыва на обед. У него была привычка – щелкать пальцами, когда, по его мнению, музыка удавалась.

Обедал в таверне. Прогуливался с друзьями. Вечером шел в театр или в оперу. При том условии, если ему или его друзьям билеты были по карману.

Ужинал в ресторане в большой компании. Потом друзья перебирались в кофейню, где до рассвета выпивали и вели беседы об искусстве. Иногда играли в шарады и буриме (создавали стихотворение из случайного набора слов).

История 3. «О крепкой мужской дружбе»

Друзья любили своего «Шваммерля» за его доброту, безалаберность и гениальность. В последнем никто из друзей не сомневался. Они ссужали его не только деньгами. Большую часть жизни Шуберт прожил у друзей, так как не смог своей музыкой заработать на собственный угол.

Для своих друзей Шуберт устраивал «шубертиады». Так назывались вечеринки, на которых композитор впервые исполнял свои самые свежие сочинения. Садился за рояль и играл. Говорят, кто хоть раз побывал на «шубертиаде», никогда не забывал. Сколько звучало новой музыки! Она лилась из композитора неостановимым потоком.

Когда у Шуберта не хватало денег на нотную бумагу, на помощь приходили друзья. Когда Франц вдруг предавался лени и безолаберно проводил день, они его запирали в комнате и не выпускали до тех пор, пока он что-нибудь не сочинит.

Некоторые сочинения друзья пристраивали в музыкальные издания. Потому что в отношении «продать рукопись» Франц был сущим ребенком.

История 4. «Гете и Шуберт»

В 18 лет Шуберт написал одну из самых трагичных песен всех времен – «Лесной царь». В основе баллада Иоганна Вольфонга Гёте. Содержание, думаем, помнит, каждый школьник: Отец мчится на коне в ненастье, прижимая к себе сына, тот болен. Мальчик все время жалуется, что видит Лесного царя (короля эльфов) и тот его хочет забрать. Отец успокаивает, потому что никого не видит. А ребенок слышит, как Лесной царь зовет его за собой… Баллада заканчивается трагично: когда отец доскакал, в руках его лежал мертвый младенец.

Песня Шуберта имела невероятный успех. Друзья композитора дважды направляли песню Гёте, но национальная гордость Германии не ответил Шуберту, которого только после смерти признали гордостью нации, а его музыку – духовным национальным богатством.

История 5. «Семья с историей»

Франц Петер Шуберт родился в Вене, в 1797 году (двумя годами старше Пушкина) в доме, который назвался «Красный рак». Первый этаж занимала школа, где преподавал отец Шуберта. На втором этаже, в единственной комнате ютилась многодетная семья. Его мать Элизабет родила 14 детей, но пятеро не пережили младенчество. Через 16 лет супружеской жизни она умерла, и отец вновь женился. Мачеха подарила Шуберту еще 4 братьев.

Учебу Шуберт начал в школе своего отца. Его музыкальный талант проявился рано: в девять лет он уже играл на скрипке и фортепиано и брал уроки композиции. Его учитель был озадачен: всякий раз, когда я хотел показать ему что-то новое, он уже знал это. В 11 лет Франц уже пел в хоре Королевской капеллы. Благодаря этому у него появилась возможность бесплатно обучаться в Императорском конвикте – школе с пансионом.

История 6. «Шестой учитель»

 За «музыку» он всегда получал «отлично». В Королевской капелле не только пел, но и играл на скрипке, Каждый день он исполнял произведения кого-нибудь из великих предшественников. Все отмечали невероятную одаренность мальчика, но сам Шуберт свою школу называл «тюрьмой». Потому что математику он не любил, и получал «двойки». В 15 лет, когда его голос «сломался», Франца Шуберта убрали из хора, а потом выгнали из «тюрьмы». Это случилось в 1812 году.

Но к этому времени Франц Шуберт уже успел сочинить фортепианные пьесы, несколько песен, камерную музыку для инструментальных ансамблей и даже Первую симфонию.

После того, как он оставил учебу в конвикте, началась его «блестящая» профессиональная карьера: его назначили шестым учителем в школе его же отца. Это была тяжелая работа: обучать 300 мальчиков. К своим ученикам он относился строго. При этом Шуберт ненавидел преподавание. И через два года он оставил это поприще. И полностью посвятил себя музыке.

История 7. «Ученик Сальери»

Уроки композиции 17-летний Франц Шуберт брал у Антонио Сальери. Миф о том, что Сальери отравил Моцарта, был ему не известен. Но уроки были не часты и их было мало. По большому счету Шуберта следует признать самоучкой.

1815 год был для молодого композитора самым плодотворным: он написал 140 песен (через три года их будет уже 350), четыре сочинения для театра, девять произведений для церкви. При этом активно концертировал в составе семейного квартета, куда входили отец и два его брата.

Известность к Шуберту пришла, когда его песни стал исполнять Иоганн Михаэль Фогль. Исполнением песен Шуберта он и обеспечил себе место в истории музыки. С другой стороны, Фогль был самым ярким пропагандистом творчества композитора.

История 8. «Бетховен и Шуберт»

Кумиром Шуберта был Людвиг ван Бетховен (кстати, еще один ученик Сальери). Оба композитора жили в Вене, но не были знакомы лично. Бетховен в 1820-х годах уже полностью оглох, и с ним сложно было общаться. А Шуберт был робок. Но он посвятил фортепианный дуэт Бетховену. Когда тот прочел ноты, а также ноты песен Шуберта, то пришел в восторг. «Бесспорно, в Шуберте есть искра Божия!» – такова была реакция Бетховена.

На Шуберта Бетховен оказал сильное влияние, особенно его смерть. Шуберт нес погребальный факел на похоронах. После церемонии отправился с друзьями в таверну, где весь вечер говорили только о Бетховене.

В знак памяти и уважения Шуберт написал музыку к стихам, которые хотел использовать его кумир, сочинил мессу для церкви, где отпевали Бетховена, в двух своих последних сочинениях процитировал траурный марш из знаменитой «Героической» симфонии Бетховена.

История 9. «Концерт в «Красном еже»

Кое-какие доходы от музыки Франц Шуберт стал получать только, когда был уже смертельно болен. И все вырученные за продажу нот деньги уходили на лечение.

В год 30-летия композитора случилось грандиозное для него событие – сольный концерт. Как потом окажется, единственный прижизненный. Состоялся он в здании, которое называлось «Красный еж». Сам Шуберт жил в это время в здании под названием «Голубой еж».

Музыка Шуберта произвела сильное впечатление на слушателей. Друзья кричали от восторга. Критики написали теплые отзывы. Сам композитор сообщал, что «получил необыкновенный восторженный прием».

Через год Франц Шуберт умер в своем доме. Перед смертью, в бреду он разговаривал с Бетховеном. Неуклюжий гений, который любил жизнь, любил друзей и семью и, конечно, музыку, ушел тихо, сказав на прощание брату: «Здесь, здесь мой конец».

Говоря о Шуберте, особенно его симфоническом творчестве, очень важно отметить, что он ни одной из своих симфоний не слышал в оркестровом исполнении.

История 10. «Потерянная и обретенная симфония»

Брат композитора, Фердинанд Шуберт, договорился, чтобы Франца Петера похоронили рядом с Бетховеном, как хотел сам Шуберт. И даже после перезахоронения, которое случилось через 60 лет, оба композитора лежат рядом.

В парке Шуберта на его могиле высечены слова: «Музыка похоронила здесь богатое сокровище, но еще более прекрасные надежды».

Никто точно не знает, сколько произведений написал Франц Шуберт. Некоторые рукописи утеряны навсегда.

Была утеряна и рукопись Большой симфонии № 9 До мажор, одно из самых спокойных и безмятежных его сочинений. Ее случайно обнаружил Роберт Шуман, страстный поклонник музыки Шуберта, через десять лет после смерти Франца Петера. Предположительно, эта симфония была написана во время путешествия, когда Шуберт с певцом Фоглем знакомился с природой Верхней Австрии.

Первое исполнение Большой до-мажорной симфонии, как ее принято называть, состоялось 21 марта 1839 года в Лейпциге оркестром Гевандхауза под управлением Феликса Мендельсона и открыло миру Шуберта-симфониста.

 

КУПИТЬ БИЛЕТ и услышать последнюю симфонию Шуберта можно и «Пушкинской картой».