Зажигательное выступление Ансамбля Александрова и теплый прием томичей победили непогоду
Сибирь показывала свой норов и испытывала на прочность гостей: в Красноярске шел дождь, когда Ансамбль Александрова давал концерт, а Томск встретил артистов северным ветром и снегом. Резкая смена часовых поясов и климата, пересадки с самолета на поезд, с поезда на автобусы, чтобы в день (или в ночь) преодолеть расстояния в сотни, а то и тысячи километров, любые капризы погоды – эту неизбежную данность дальних гастролей артисты в погонах принимают как воинский долг.
Для Дважды Краснознаменного академического ансамбля песни и пляски Российской армии имени А.В. Александрова это не первые гастроли в Сибири. В 2023 году они стали возможными благодаря сотрудничеству коллектива с «Росконцертом» и филармониями городов, где выступали александровцы. Помимо Томска Ансамбль дал концерты в Красноярске (16 мая), Кемерово (17 мая), Новосибирске (19 и 20 мая), Барнауле (21 мая) и Екатеринбурге (24 мая). Гастрольный тур проводится в рамках масштабной федеральной программы «Мы – Россия» (гастроли национальных коллективов), в соответствии с Всероссийским гастрольно-концертным планом Минкультуры России.
В ЦЕНТРЕ ЕВРАЗИИ
«Люблю местные особенности, — говорил Максим Горький, — из них, как из густых красок, создается картина России». Артисты ансамбля Александрова проявили к местным особенностям не меньший интерес, чем классик советской литературы.
«О, какие поля! И болота есть? Самое большое в мире! Какие интересные березы – на юге они другие. А, что леса густые? Медведи? И лоси ходят! А рыба? Рыба-то есть? А работа в Томске есть? Каждый пятый студент – это круто! А что, с культурой? Власти поддерживают культуру?» — вопросам и восклицаниям за полтора часа езды от Юрги до Томска, казалось, не будет конца. И это при том, что ребята в дороге спали мало, но живой и неподдельный интерес к региону и его жителям пересилил даже сон и плохую погоду.
«У вас тут зимой, наверное, красиво. Когда снег», — не то спросил, не то констатировал солист Максим Маклаков. Уроженец Краснодара не переставал удивляться особенностям сибирского быта. И было чему удивляться! На календаре 17 мая, а на термометре 5 градусов тепла. «Снег и сегодня обещали». И он не заставил себя ждать – всю дорогу сопровождал тех, кто утром, до репетиции, решил совершить небольшое путешествие по Томску.
Маршрут был выстроен так, чтобы показать историческое и современное лицо города. И удивить дорогих гостей. Хотя удивить артистов, которые объехали полмира, сложно. И все же… Не в каждом городе «поющий батальон» Российской армии встречает Герой Советского Союза, первый комендант Рейхстага, полковник Зинченко. А у нас так! Уроженец земли томской, крестьянский сын Федор Зинченко, дошедший до Берлина, слышал песни, которые поет сегодня Ансамбль Александрова. Эти песни и о нем тоже.
Александровская песня, которая «шла дорогами войны» — она и о тех 130 тысячах погибших томичей, чьи имена выбиты на стелах в Лагерном саду. Где же еще рассказывать о томских полках и батальонах, во все времена защищавших Россию, как ни здесь?!
Еще раз удивились гости, узнав, что, приехав в Томск, они оказались в центре Евразии. В том, что Томск неслучайно получил свое второе имя – Сибирские Афины – александровцев убедила «эскадра» учебных корпусов четырех вузов, выстроившаяся вдоль проспекта Ленина.
После прогулки по Томску все знали, что в наш город приезжают учиться и смотреть деревянное зодчество. Солист Александр Крузе и вовсе обрадовался «встрече» с земляком – Александром Волковым, автором известной сказочной повести «Волшебник изумрудного города». Сказку читали все, но никто не знал, что писатель сделал город изумрудным в память о Томске, где в пору его студенчества крыши домов и заборы красили в зеленый цвет, и сам деревянный город утопал в зелени.
Деревянное кружево улицы Красноармейской, легенда о старце Федоре, босой Чехов, памятник любовнику и деревянный рубль заставили улыбаться вопреки колючему ветру и мокрому снегу.
ЛЕГЕНДАРНЫЙ, ЛЮБИМЫЙ, ЖЕЛАННЫЙ
Восемь лет Томск жил ожиданием новой встречи с горячо любимым ансамблем. Билеты были раскуплены задолго до концерта. Тысячный зал областной филармонии заполнили зрители разных возрастов. Нашлись и те, кто помнили самое первое выступление Ансамбля тогда еще Советской армии в 1972-м году. Их уже немного, но тем ценны их воспоминания.
— Я открыла этот коллектив до 72-го года, — рассказывает Вивиана Балахнина, в недавнем прошлом преподаватель ТИАСУРа (ныне ТУСУР). – Он гремел на весь Советский Союз. Я мечтала попасть на концерт. И мне повезло. Я обожаю хор Ансамбля. Такого хора больше нигде в мире нет! Он лучший!
Доцент Томского политехнического университета Станислав Вавилов поделился удивительным фактом почти родственной связи Томска и Ансамбля Александрова: в 1932 году студент Томского музыкального техникума (ныне колледжа) Иван Дорофеев отправился в Москву и прошел отбор в оркестр, его слушал сам Александр Васильевич Александров. Год проработал, а точнее, прослужил баянистом в уникальном оркестре армейского коллектива, а в 1934-м вернулся в Томск, чтобы завершить учебу в техникуме.
Но еще больше в зале было тех, для кого выступление Ансамбля в апреле 2015 года еще свежо в памяти. Воспоминания окрашивались в горькие нотки: авиакатастрофа над Сочи унесла жизни 64-х александровцев. Поэтому ожидание встречи с обновленным составом творческого коллектива Российской армии заставляло учащенно биться сердце.
Среди желающих услышать песни, на которых росло не одно поколение советских людей, а теперь граждан России, оказались и те, что купили билеты по «Пушкинским картам». «Мы хотим услышать хоровое пение. Для нас важно красивое звучание русских песен», — удивили неожиданным признанием молодые люди. Некоторые пришли посмотреть танцы, которые им понравились в рекламном ролике. Кто такие александровцы они еще не знают, но хотят узнать.
«ЭТА ПЕСНЯ НА ВЕКА»
И вот грянул хор: «Непобедимая и легендарная, в боях познавшая радость побед – тебе, любимая, родная армия, шлет наша Родина песню-привет…». «Песня о Советской Армии» — эмблема коллектива, ею открываются все концерты. Зал, будто повинуясь дирижерскому жесту, тоже подобрался, сконцентрировался и задышал в унисон с хором и оркестром.
А потом ожидаемая и всегда вызывающая искренние и горячие слезы «Священная война» в одно мгновение подняла тысячный зал – слушали стоя, как слушают государственный гимн. Песня, написанная создателем Ансамбля в первые дни Великой Отечественной войны, и есть неофициальный гимн той незабываемой войны. Мужской хор и оркестр под руководством начальника художественного руководителя Ансамбля, полковника Геннадия Саченюка символизировал несокрушимость армии и сплоченность народа, воплощал образ народа-победителя.
Лихая «Казачья кавалерийская», стремительно ворвавшаяся на сцену БКЗ, разожгла жар сердец тысячи зрителей, какой-то невидимой силой подняла дух на невообразимую высоту, заставила испытать гордость за армию и почувствовать родовые корни русской культуры. Военная пляска в постановке Павла Вирского, как и «Песня о Советской Армии», тоже может считаться эмблемой Ансамбля. Именно она задала фирменный хореографический язык, которым отличаются все александровские танцы.
Концертная программа «Родина моя», с одной стороны, оказалась созвучна названию федеральной программы «Мы – Россия», а с другой – абсолютно точно отражала специфику и традиции коллектива, который нынче осенью отметит 95 лет со дня своего образования. Песни и танцы на военные и армейские темы соединились с народными песнями и плясками так же органично, как едины народ и армия.
Ни одно выступление александровцев не обходится без «Смуглянки» и «Калинки», «Казачьей кавалерийской» и «Русской плясовой», «Прощания славянки» и «Дня Победы». Не стал исключением и концерт в Томске. Томичи вновь увидели зажигательную и озорную «Матросскую барыню», услышали нестареющую военную лирическую песню «На солнечной поляночке» и россыпь военных шлягеров в попурри на армейские темы.
Отрадно, что рядом с произведениями из золотого фонда прозвучало и было представлено много того богатого материала, который художественный руководитель коллектива Геннадий Саченюк и главный дирижер Николай Кириллов достали из обширного репертуара Ансамбля, насчитывающего более двух тысяч названий, и вернули в активную концертную жизнь. Как оказалось, в новых аранжировках и оркестровках абсолютно современно звучат шуточная армейская «Тульская оборонная» А. Новикова, мужественная «Горит черноморское солнце» А. Долуханяна, лирическая «Соловьи России» В. Левашова, торжественная «Весна сорок пятого года» А. Пахмутовой, удалая русская народная «Ах, Настасья». Под руководством балетмейстера-репетитора Оксаны Коростылевой бережно, в первозданном виде восстановлены хореографические композиции «Сорочинская ярмарка» и «Теркин».
— Наша программа адресована тем, кто помнит и чтит память наших воинов, наших героев, тех людей, которые в трудные годы Великой Отечественной завоевали Победу для всего нашего народа, — сообщил перед концертом начальник ансамбля – художественный руководитель ФГБУ «Ансамбль Александрова» Минобороны России полковник Геннадий Саченюк. – Мы, конечно, хотели, чтобы жители Сибири и Урала услышали самое лучшее, что есть в нашем репертуаре. Повлияло и время концерта – май, когда мы отмечаем День Победы, и не только 9 мая: с середины апреля мы выступаем с программами, посвящёнными этой дате. И весь май проходит под знаком этого священного для народа праздника.
Отвечая на вопрос, на каких песнях Ансамбля будет расти новое поколение граждан России, Геннадий Ксенафонтович процитировал «Александровскую песню», написанную Александрой Пахмутовой на стихи Николая Добронравова к 85-летию Ансамбля и ставшую своеобразным гимном:
«Александровская песня – полноводная река,
Александровская песня – это песня на века».
— На концертах Ансамбля в России и за рубежом бывают люди разных возрастов. Мы не понаслышке знаем, наши песни любят – и стар, и млад. Так что новое поколение в этом смысле не сильно отличается от старого. Да, времена меняются, но песни остаются, они хранят память народа, а в современных реалиях более, чем актуальны… Многие песни знакомы молодому поколению с детства, они передаются по наследству, и это богатое наследие, которое воспитывает и согревает душу, вдохновляет, несёт смысл, нравственную основу, ориентир и опору.
— Только время и зритель могут решить судьбу нового произведения, поставят окончательную точку в этом вопросе, — продолжил мысль главный дирижер Ансамбля, капитан II ранга Николай Кириллов. – Новые песни мы привозим, смотрим, как они принимаются зрителем, как они нравятся самим артистам, как работают на образ Ансамбля.
— На протяжении всей истории своего существования нашей основной задачей было и есть – прославлять героическую историю Красной, Советской, Российской Армии, исполняя военно-патриотические песни и пляски, сохранять память о подвигах и героях, — акцентировал внимание художественный руководитель Ансамбля Геннадий Саченюк. – Чтобы народ помнил и чтил их память, гордился своими славными предками, знал историю Отечества и гордился тем, что родился и живёт в великой стране – России.
СОЛОВЬИ РОССИИ
В любом виде искусства ценится не «что», а «как». Томск впервые, как говорится, живьем услышал легендарного «мистера Калинку» — народного артиста Вадима Ананьева, он покорил зал своим виртуозным умением держать и длить сколько угодно высокие ноты, а уж в «Калинке» показал высший пилотаж. Зал тепло и душевно откликнулся на мягкий и светлый лирический тенор Александра Крузе, который солировал в «Моей любимой», «Парень хороший», «Соловьях России», «Коробейниках». Максим Маклаков, казалось бы, спел две песни – «Эй, ямщик, гони-ка к «Яру» и «День Победы», но разве можно забыть его баритон – плотный и объемный звук, бархатное звучание, колоссальная энергия, покоряющая тысячную аудиторию! Дуэт Алексея Скачкова и Романа Валутова, которые исполнили легендарную «Смуглянку», был принят публикой с огромным воодушевлением.
Открытием для большинства томичей стала солистка Ансамбля Кристина Фуш, прекрасно спевшая русскую народную песню «Над полями, да над чистыми». Далеко не все знают, что с 2021 года в составе Ансамбля Александрова есть и женский хор. Стоит назвать и других солистов, которые впервые пели для томичей – Роман Данилов, Дмитрий Беседин, Николай Пронин, Станислав Рязанцев. Каждый голос – это уникальная краска в богатой палитре. И в танцах были свои герои, которые запомнились и сразу полюбились – Ксения Ермолина, Павел Максимов, Евгений Верхошапов, Александр Чекардин, Максим Бурлака.
«Вот это настоящие солисты! Это настоящий хор!» — свой восторг Валерий Федорец, еще недавно солист Томской филармонии, вложил в определение «настоящий», подчеркивая тем самым подлинность и высочайший исполнительский профессионализм всех артистов. Хореографы, которых было немало на концерте, пришли в восхищение не только от исполнения сложных трюков, но и от безупречной красоты танцевальной лексики. Особые слова благодарности зрители высказывали в адрес дирижеров – Геннадия Саченюка и Николая Кириллова, которые провели двухчасовой концерт на одном дыхании.
Когда зазвучала финальная песня «Прощание славянки» и на поклон вышли все артисты, на термометре зрительских эмоций уже не хватало делений, они зашкаливали за все мыслимые нормы. Всю любовь, весь восторг томичи вложили в оглушительные аплодисменты.
Александровцы покорили не только Сибирь, но и сибирский холод: на следующее утро в Томск пришло долгожданное тепло.
Текст: Татьяна ВЕСНИНА
Фото: Елена АСТАФЬЕВА и Владимир БОБРЕЦОВ