В числе композиторов проекта «Иммерсивное действо «Сибирские наигрыши» – Андрей Кугаевский, заслуженный работник культуры и искусства Новосибирской области, лауреат премии Правительства Российской Федерации, профессор Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки, преподаватель Новосибирской специальной музыкальной школы, один из ведущих современных российских исполнителей на домре, победитель всероссийских и международных конкурсов.
Последние 12 лет Андрей Кугаевский много своего времени и внимания отдаёт расширению репертуара для домры путём создания различных обработок, транскрипций, оригинальных композиций для детей, юношества и концертных исполнителей.
Участие в томском проекте – дань памяти своим предкам. И, конечно, расширение возможности звучания домры.
– Зачастую в репертуаре для домры отражается только русская культура, а ведь наша страна гораздо богаче, – подчёркивает Андрей Кугаевский. – Домра, которую я люблю, и которой посвящаю свою жизнь, всегда нуждалась в большем разнообразии репертуара, связанного именно с глубинными корнями нашей многонациональной страны. Более того, я считаю, что домра просто обязана по максимуму охватить всё возможное культурное наследие нашей страны. Вдохновение нередко приходит в поездках, во время которых я наблюдаю совершенно уникальные культурные и музыкальные явления, и творчество народов Севера Сибири и Томского Приобья в их числе.
Работа с новым материалом в рамках проекта увлекла композитора, а выбор произведений определили корни.
– Моя прабабушка по материнской линии – из остяков (историческое и ныне неофициальное русскоязычное название ряда коренных народов Западной Сибири, к которым относятся ханты, манси, селькупы и кеты. – Прим. ред.), – рассказывает Андрей Кугаевский. – Поэтому в качестве основы для своего произведения я выбрал музыку селькупов. В ней я услышал и боль за первозданную природу, и желание сохранить её чистоту. Во время работы пришлось углубиться в исследование культуры коренных малочисленных народов Севера Сибири, и там я тоже увидел много интересного.
В основе нового произведения – песни о Земле-матушке.
– Это родовые, а, может быть, и выходящие за пределы какого-то определённого рода, песни, – говорит Андрей Кугаевский. – Моя фантазия называется «Заповеди Илынты Кота». Илынта Кота – это, собственно, Старуха-мать, Мать-земля. В фантазии проводится идея бережного отношения к тому, что было создано до нас: к планете, природе – к нашему общему дому, в котором мы все живём.
На вопрос «Какие сложности возникли в процессе работы?» Андрей Кугаевский ответил так:
– Композиторская работа имеет одну сложность: за вдохновляющим творческим импульсом, который позволяет, во всяком случае мне, выстроить важные драматургические точки (движение к кульминации, саму кульминацию, какие-то кодовые разделы), всегда следует проработка материала – суровая каждодневная работа над всеми деталями композиции.
Сложным, безусловно, является и сам материал. Ведь музыкальная культура малочисленных народностей в их суровом северном быту является прикладной, сопровождающей те или иные обряды, ритуалы или даже просто жизненные случаи и действия. И отрывать её от прикладной сути и превращать в музыку – задача, которая требует не только знаний и мастерства, но и фантазии. Все композиторы проекта «Иммерсивное действо «Сибирские наигрыши» вложили в свои произведения не только талант и профессионализм, но и душу.
«Иммерсивное действо «Сибирские наигрыши» – это редкая возможность выйти за рамки привычных представлений о жизни и погрузиться в атмосферу природных и этнических красот, которыми так дорожили и дорожат представители коренных малочисленных народов.