Здесь люди и музыка становятся друзьями...

Бесподобная скрипка Андрея Баскина

В 4 года он взял скрипку впервые. А в 6 – уже поступил в Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. В 18 лет Андрей Баскин стал студентом консерватории.

С 10 лет скрипач Баскин участвует в Международных музыкальных фестивалях, с 11 лет — в Международных конкурсах, с 13 лет солирует с симфоническими оркестрами, с 14 лет даёт сольные концерты, с 15 лет гастролирует по миру.

В 19 лет Андрей Баскин работал на месте помощника концертмейстера Государственного академического камерного оркестра России, в 25 лет — в группе вторых скрипок камерного оркестра «Солисты Москвы», в 28 лет — в группе первых скрипок оркестра Государственного академического Большого театра России, в 31 год — в группе первых скрипок оркестра «Русская филармония». Сейчас скрипач Андрей Баскин — концертмейстер оркестра подмосковной филармонии «Инструментальная капелла».

Одна из первых, а, возможно, и самая первая публикация о совсем ещё юном талантливом скрипаче вышла под заголовком «Бесподобная скрипка». С тех пор было разучено огромное количество произведений и дано множество концертов, неизменно одно — игра Андрея Баскина, по-прежнему, бесподобна.

4 февраля на большой сцене Томской филармонии вместе с Томским академическим симфоническим оркестром под управлением художественного руководителя и главного дирижёра Владимира Понькина, Андрей Баскин исполнит Концерт для скрипки с оркестром Чайковского. В преддверии выступления мы поговорили со скрипачом об интерпретации Концерта, о том, как оставаться востребованным в профессии музыканта и о… маме.

Андрей, напомните, пожалуйста, где и когда вы исполнили этот Скрипичный концерт с оркестром впервые?
— В первый раз с оркестром этот концерт я исполнил в финале конкурса Jenuesses Musicales в Белграде и занял 3 место. Это было 12 лет назад. С тех пор периодически его играю, в том числе с Маэстро Понькиным. С Маэстро это будет уже второе исполнение в моей жизни.

Концерт попал в ваш репертуар по собственному выбору или это было обязательное произведение для исполнения в финале конкурса?
— Это — обязательный к изучению Концерт. На конкурсе это, скорее, было копирование, и в целом там было больше работы преподавателя. С Маэстро мы всё-таки стараемся создать что-то своё, исходя из любви к музыке, к этому Концерту и веры в свои силы привнести что-то своё в гениальное творение Петра Ильича Чайковского.

Какова ваша интерпретация Концерта? К какой интерпретации вы, возможно, пришли благодаря совместной работе с Владимиром Александровичем?
— Мы решили взять за основу вокальную часть концерта, идти от имитации голоса, особенно при выборе характеров, темпов. Наверное, только финал (и то частично) был построен на танце. В основном работа шла во время репетиций без формулировок, просто предлагали идеи (игрой), и если идеи убеждали — они приживались, а если нет — моментально менялись исходя из ощущения дискомфорта и неубедительности материала.

Я читала, что сейчас концерт исполняется не совсем так, как написал автор. Так ли это? В чьей редакции исполняете этот Концерт Чайковского вы?
— Насколько я знаю, многие играют редакции с купюрами, потому что этот Концерт довольно большой и тяжёло собирается по мысли. Мы будем играть редакцию без купюр. Кто придумал редакцию с купюрами — не знаю.

Какой из конкурсов, в которых вы участвовали, дал максимальный старт для вашей карьеры?
— Для меня конкурсы оказались бесполезными, ни один из конкурсов так и не смог даже отдалённо дать мне что-то похожее на карьеру. Поэтому моя карьера опирается больше на репутацию, нежели на известность или работу музыкального агента.

Андрей, можно ли сказать, что этот Концерт сработал на вашу репутацию? Что он занимает особое место в вашем репертуаре?
— Можно сказать, что этот Концерт в процессе работы над моей репутацией (улыбается), поскольку я надеюсь, что он со мной на всю жизнь. Таких Концертов написано очень мало, я могу назвать ещё разве что концерты Брамса, Бетховена и Сибелиуса, Прокофьева, возможно, отчасти Глазунова. Поэтому работаю я над Концертом с огромным трепетом (когда каждая нота — гениальна и на своём месте в партитуре — это накладывает определённую часть ответственности при исполнении). Я надеюсь, что у меня будет возможность сделать запись этого Концерта, чтобы люди смогли прочувствовать концепцию. Поэтому — да, Концерт для скрипки с оркестром Петра Ильича Чайковского занимает абсолютно особое место, потому что настолько концентрированно гениальных произведений этой формы для скрипки весьма немного. Моё личное, субъективное мнение.

На концерт 4 февраля в БКЗ Томской филармонии придут не только ценители и любители крупных форм классической музыки, но и, возможно, студенты музыкального колледжа и, совершенно точно, учащиеся детских музыкальных школ и школ искусств — дети-скрипачи 9-10 лет, их немного, но к своему возрасту они уже много достигли. Они любят свои скрипочки и музыку. Будут и их преподаватели, тоже удивительные люди, обожающие свой инструмент, свою профессию и своих учеников. Могли бы вы поделиться секретами формирования своей репутации? Что вы такого делаете, чтобы вас звали снова и снова ведущие музыканты?
— Моя репутация построена на стабильности, у меня есть своя система подготовки к выступлению, где есть возможность подготовиться почти к любому состоянию во время исполнения. Во время концерта я стараюсь с помощью коллег создать на сцене что-то новое, уникальное, что может родиться только с этими музыкантами, в этой акустике и т.д. Стараюсь быть гибким и всегда чувствовать заранее, когда стоит на ходу менять концепцию для лучшего результата. А самое главное — я не могу убеждать слушателей в том, во что сам не верю.

Ещё я знаю, что вы преподаёте. Расскажите, пожалуйста, где и какие задачи перед собой ставите именно как перед педагогом.
— Я преподаю и частным образом, и в Государственной классической академии имени Маймонида. В академии я веду предмет «искусство оркестровой игры», он посвящён вопросам комфорта музыканта, безопасности рук, психики и конкретизации задач. Частным образом я ставлю целью привить вкус и развить идеи ученика до концертного уровня, сделать его идею привлекательной и убедительной, научить поэтапно работать над произведением, делать сложное лёгким, а лёгкое доступным. Делать работу структурной, чтобы на сцене оставалось место для магии рождения нового.

В самом начале вашего творческого пути вашим концертмейстером была мама. Какое место в вашей жизни мама занимает сейчас? Участвует ли она в вашей профессиональной деятельности?
— Раньше мама разбиралась в скрипке едва ли не лучше чем я, да и музыкант она несравнимо большего масштаба. Сейчас она уже скорее выступает в роли слушателя, а не учителя. Мы выступали вместе до 2017 года. Мама — преподаватель фортепиано и очень занята. Это хорошо для её учеников, но плохо для меня, поскольку очень сложно что-то с ней играть — у неё нет времени на репетиции. Отец был не музыкант.

И ещё мы хотели узнать о вашем инструменте. Может быть, ваша скрипка чем-то отличается от других?
— У меня старинный инструмент, мастер неизвестен, страна происхождения — предположительно Италия. Необычный, красивый, но без какой-то выдающейся родословной.

Вопросы: Ирина ГЮНТЕР