9 октября в Большом концертном зале филармонии будет звучать… Булгаков! Томский симфонический оркестр исполнит музыку со страниц произведений писателя.
За дирижёрским пультом – Игорь Берендеев – талантливый дирижёр Московской филармонии, ученик выдающего маэстро Владимира Понькина и автор музыкальной
части программы предстоящего концерта.
Игорь, большая часть произведений программы концерта «Булгаков в музыке» – явно или косвенно – звучала в романе «Мастер и Маргарита». Как давно вы сами его читали или перечитывали?
– Я читал его пару раз, перечитывал последний раз достаточно давно, больше 10 лет назад. Сейчас, когда готовился к концерту, конечно, обновил его в памяти – слушал в
аудиоверсии.
Вы сразу заметили, что в романе много музыки?
– Да, конечно. Булгаков был очень музыкален: он играл, пел и, как я недавно узнал, даже дирижировал – ставил оперы в домашнем театре. Кроме того, если говорить о творчестве
писателя, очень многие персонажи его романов, и не только «Мастера и Маргариты», связаны с музыкой – и многие из них носят фамилии великих композиторов.
Расскажите, пожалуйста, подробнее о том, как вы выбирали произведения для концерта?
– В первом отделении прозвучат любимые произведения писателя, которые он переслушивал много раз. К примеру, по его словам, ещё будучи студентом, он ходил 41
раз на оперу «Фауст» Шарля Гуно, не пропускал ни одного спектакля в сезоне.
Во втором отделении прозвучат произведения, связанные с романом: полонез из оперы «Евгений Онегин» Петра Ильича Чайковского и финал «Фантастической симфонии»
Гектора Берлиоза, сюита из балета «Жар-птица» Игоря Фёдоровича Стравинского и сюита из оперы «Золотой петушок» Николая Андреевича Римского-Корсакова.
В тексте «Мастера и Маргариты» несколько раз звучит полонез из оперы «Евгений Онегин»: он преследует поэта Бездомного в его сумасшедшей погоне за Воландом, и это –
первое, что слышит Маргарита на балу. А «Фантастическая симфония», буквально повторяет общую сюжетную линию романа, особенно в финале, где звучит тема бала
сатаны и шабаша ведьм с пляшущей нечистью.
Музыка Стравинского и Римского-Корсакова представлена в романе менее явно, тем не менее, мне показалось важным дать ей место в концерте.
К примеру, в «Мастере и Маргарите» есть отсылки к опере «Золотой петушок» Римского-Корсакова как в самом сюжете – так, финдиректор Римский спасается от нечисти только
благодаря крику петуха, и, кроме того, опера созвучна сатирической части произведения.
Со Стравинским иначе: конечно, сразу вспоминается гениальный психиатр, который исцеляет пострадавших от чар шайки Воланда. Я выбрал для концерта «Колыбельную» из
сюиты балета «Жар-птица», в которой есть образ Мастера, но вот ещё что любопытно: в этом произведении звучит редко встречающееся в оркестровой практике соло фагота. Так
что, на мой взгляд, эта музыка по образу пересекается с Мастером, а название инструмента напоминает о ещё одном герое романа, так что здесь сразу двойное
попадание.
Музыку со страниц романов Булгакова попробуют воссоздать артисты филармонии 9 октября в 18:00 в Большом концертном зале.
Игорь Берендеев – по нашей просьбе – назвал лишь часть скрытых шифров, а всё остальное зрители узнают во время концерта.
Билет также можно оплатить «Пушкинской картой» – ведь Булгакова читают в школе и в университете, и этот концерт поможет учащимся и студентам по-новому взглянуть на
творчество Мастера.