Здесь люди и музыка становятся друзьями...

Дмитрий Ушаков о музыкальном завещании Баха

«Искусство фуги» – это одно из главных сочинений позднего периода творчества Иоганна Себастьяна Баха, над которым композитор работал в последнее десятилетие своей жизни. Оно представляет собой собрание фуг и канонов на одну тему.

А ещё «Искусство фуги» – это загадка для учёных, музыкантов и пытливых умов, которые до сих пор спорят об авторской концепции, а также о том, кто дал название этому циклу и какое место в нём занимает хорал «Пред троном Твоим я предстаю». Спорят и о месте обоих произведений не только в творчестве, но и в жизни Баха.

Своё мнение по этому поводу, и весьма убедительное, есть и у Дмитрия Ушакова, органиста и музыковеда Томской филармонии, автора, ведущего и исполнителя предстоящего концерта «Готовим фугу», который состоится 24 мая, в программе которого прозвучат оба произведения.

– Там, где нотная запись неоконченной фуги обрывается, есть комментарий Карла Филиппа Эммануэля, сына Баха: «Работая над этой фугой, в том месте, где в качестве контрапункта проходит тема BACH (эти буквы в латинской системе нотации означают мотив си-бемоль-ля-до-си. – прим. собеседника), автор скончался», – рассказывает Дмитрий Ушаков. – На самом деле, Бах скончался позже, почти через год после создания этой фуги. Но ноты записывать он уже действительно не мог из-за прогрессирующей катаракты. Однако, возможно, мог их диктовать?

Согласно ещё одной легенде, он так и сделал – надиктовал ноты хорала «Пред троном Твоим я предстаю» кому-то из близких – возможно, своему зятю Иоганну Кристофу Альтниколю. Эта легенда была «запущена в мир», в частности, Иоганном Николаусом Форкелем, немецким композитором и музыковедом, в его книге «О жизни, искусстве и о произведениях Баха» – первой монографии о Бахе, изданной ещё в XIX веке и во многом написанной со слов его сыновей – Карла Филиппа Эммануила и Вильгельма Фридемана (последний, как стало понятно позже, оказался большим фантазёром).

– Надиктовать четырёхголосную пьесу технически вряд ли возможно, – считает Дмитрий Ушаков. – Скорее всего, дело было так: зная о скорой смерти (а лютеране эпохи барокко были одержимы идеей смерти вплоть до того, что заранее определяли, как всё будет проходить, кто и что будет говорить, какие молитвы будут читать, какие песни будут петь, какая музыка будет звучать и так далее), Бах заранее подготовил мотет, который потом пели на его похоронах, и, наверняка, он же приготовил и вот эту хоральную прелюдию – что-то вроде завещания. Её он взял из своих прежних наработок, поскольку существует более ранняя версия этого хорала – с другим названием, но практически с теми же самыми нотами. Скорее всего, Бах просто попросил своего зятя внести небольшие правки. И, действительно, если сравнивать раннюю и позднюю версии, можно найти некоторые отличия. И название Бах поменял именно в последний день своей жизни, связав, таким образом, этот хорал со своим смертным часом.

Кстати, хорал «Пред троном Твоим я предстаю» вошёл в «Искусство фуги» как компенсация покупателям за неоконченную фугу. «Уведомление» к первому изданию так и гласит: «Покойный автор сего творения по причине болезни глаз и последовавшей вскоре за тем смерти оказался не в состоянии довести до конца последнюю фугу <…>. Поэтому мы решились вознаградить друзей его музы, добавив в конце церковный хорал».

КУПИТЬ БИЛЕТ и послушать музыкальное завещание Баха, а также узнать другие истории, связанные с творчеством и личностью легендарного органиста, его современников и последователей прямой сейчас.

Концерт «Готовим фугу» входит в проект «Пушкинская карта» и открывает музыкальный фестиваль «Летние вечера в Органном зале-2023».