Здесь люди и музыка становятся друзьями...

«Экскурсия в рай» вместе с Томским симфоническим оркестром по маршруту, проложенному Шубертом

Свою версию исполнения одного из самых знаменитых симфонических произведений австрийского композитора Франца Шуберта предложит томичам Илья Гайсин, столичный дирижёр и скрипач, один из концертмейстеров оркестра musicAeterna и ассистент Теодора Курентзиса, лауреат международных конкурсов.

– «Неоконченная» Шуберта – одна из моих любимых симфоний, я не раз её дирижировал, – рассказал накануне томского концерта Илья Гайсин. – Для меня остаётся открытым вопрос, являются ли две части симфонии половиной 4-х частного цикла, и она действительно не окончена, или же её суть в этой завершённости незавершённости?

Кстати, в начале XX века в Вене проводился конкурс среди композиторов на написание 3-й и 4-й частей (кстати, наброски Менуэта существуют и довольно подробные), но ничего из написанного не «прижилось»…

В этой симфонии много необычного: первая часть в трёхдольном метре, более того, вторая тоже! Как Шуберт избежал однообразия? Скорее наоборот: он раскрыл все возможности этой трёхдольности, которая вообще часто в музыке связана с метафизическим, с ностальгией, меланхолией и смертью.

Симфонию начинают виолончели с контрабасами, а не весь оркестр, как полагалось. Её оркестровка филигранна, её темы одна лучше другой, разработка первой части доходит до колоссального эмоционального накала!

Форма симфонии безупречна: при всём желании невозможно убрать ни одной ноты без ущерба для произведения.

Если в первой части человек оказывается где-то между тоской и надеждой, безысходностью и светом, меланхолией и отчаянной борьбой, то декорации второй – это остановившееся время, это снова «экскурсия» в рай, только тембр гобоя и кларнета, по очереди играющие гениальную мелодию, от которой только у «чёрствого сухаря» не наворачиваются слёзы на глазах, только эти тембры являются «мостиком» между первой и второй частью, напоминанием о «земной жизни».

Ещё несколько слов о Шуберте. Композитор, за 31 год написавший столько, что даже профессиональные переписчики не уложились бы (а такие эксперименты проводились), не слышавший живьём ни одну из своих восьми симфоний, не знавший счастья взаимной любви, создал более 250 (!) песен. Природа всей его музыки песенна, а это значит, что все темы можно легко напеть и запомнить, а во-вторых, что в музыке есть некое скрытое содержание…

Если вы ещё не стали счастливым обладателем филармонического абонемента «Атмосфера» – спешите в кассы филармонии! Этот абонемент из трех концертов в сезоне 2023/2024 можно купить до 17 сентября включительно.

Решили посетить первый атмосферный концерт – купите билет онлайн. Билеты доступны и по «Пушкинской карте».