Здесь люди и музыка становятся друзьями...

Гала-концерт «Новых имён» в Томске. Педагоги раскрыли секреты воспитания талантов

Традиционный гала-концерт фонда «Новые имена» имени Иветты Вороновой (президент фонда Денис Мацуев), состоявшийся в Органном зале – это, по словам ведущего и куратора мероприятия Дмитрия Ушакова, «заключительный пассаж» программы фонда, реализуемой в Томской области совместно с Томской филармонией на протяжении трёх дней: с 20 по 22 сентября 2022 года.

– Этому гала-концерту можно дать название «Гости из будущего», потому что сейчас на этой сцене будут выступать те, кто, мы абсолютно в этом уверены, составит музыкальный цвет, музыкальную славу нашей страны – талантливые юные музыканты Томской области, – сказал, открывая концерт, Дмитрий Ушаков.

Гала-концерту «Новых имён» всегда предшествует ряд мероприятий: это и два отборочных тура среди соискателей стипендии фонда, и мастер-классы, на которых с учащимися томских школ искусств занимаются великолепные музыкальные педагоги из столицы, в числе которых профессора Московской консерватории имени Гнесиных и преподаватели Центральной музыкальной школы при консерватории.

– Я не без гордости хочу сказать, что в этом году в первом отборочном туре приняло участие рекордное число человек за все те семь лет, на протяжении которых мы сотрудничаем с фондом «Новые имена», – отметил в начале концерта ведущий. – И я уверен, что это ещё не максимальная цифра!

– Добрый день, дорогие коллеги, будущие коллеги, сегодняшние коллеги-музыканты, – приветствовал присутствующих в зале и на сцене начальник областного департамента культуры Павел Волк. – Очень хорошая традиция сложилась в Томской области в эти осенние дни: уже много лет подряд фонд «Новые имена» под руководством Дениса Мацуева, народного артиста России и гениального пианиста, проводит вот такую работу с молодыми музыкантами.

Перед началом гала-концерта Павел Леонидович – по традиции – зажёг свечу: эта церемония символизирует искру детского таланта, которая со временем превращается в профессиональное горение профессионального музыканта.

Талантливые юные звёздочки продемонстрировали зрителям своё мастерство, исполнив красивые, но достаточно сложные произведения.

По традиции, на гала-концерте звучит не только музыка, но и имена новых стипендиатов фонда.

В 2022 году ими стали:
Андрей Копаница (фортепиано), учащийся отделения начальной музыкальной подготовки Томского музыкального колледжа имени Эдисона Денисова у преподавателя Наталии Николаевны Петровой;
Евгений Сурнин (гобой), учащийся 5-го класса 3-й Детской школы искусств у преподавателя Валерия Николаевича Ратушного;
Алексей Канашин (баян), учащийся 8-го класса Подгорнской детской музыкальной школы у преподавателя Елены Николаевны Бухтояровой.

Алексей Канашин также был награждён путёвкой на Международную летнюю творческую школу «Новые имена» в Суздале.

«Надеждой Новых имён» – эта номинация впервые была введена фондом в Томске в 2022 году – стала Елизавета Усатюк (скрипка), учащаяся 2-го класса музыкальной школы при Томском музыкальном колледже у преподавателя Ольги Ивановны Пивоваровой.

Кроме победителей конкурса в гала-концерте участвовали и другие талантливые воспитанники музыкальных образовательных учреждений: Анна Воронкова (домра), учащаяся 8-го класса 1-й Детской школы искусств имени Антона Рубинштейна у преподавателя Лилии Отаровны Усуповой, Арина Непряхина (флейта), учащаяся 5-го класса 4-й Детской музыкальной школы у преподавателя Надежды Николаевны Стуровой, Роман Фельдштейн (флейта), учащийся 6-го класса 5-й Детской школы искусств у преподавателя Людмилы Юрьевны Горностаевой, Мария Бутырина (фортепиано),
учащаяся 5-го класса 5-й Детской школы искусств у преподавателя Ирины Константиновны Филенковой, Кирилл Шин (фортепиано), учащийся 1-го курса Томского музыкального колледжа имени Эдисона Денисова у преподавателя Наталии Николаевны Петровой.

Юные музыканты, конечно, очень воодушевлены тем, что их достижения были отмечены и вознаграждены. О том, какой труд стоит за этими победами, мы спросили у их преподавателей.

– Я почти 40 лет проработал в Томском музыкальном колледже, и за эти 40 лет я выпустил всего 5 человек, остальные не доучились: на гобое очень трудно играть, не зря он занесён в книгу рекордов Гиннеса как самый сложный инструмент – рассказывает Валерий Ратушный, преподаватель 3-й Детской музыкальной школы и артист Томского академического симфонического оркестра. – Сталкиваются с трудностями и бросают.  Сколько у нас в Томской области человек? Больше миллиона. Евгений Сурнин – единственный мальчик, учащийся играть на гобое, которого я знаю.

– С Евгением мне просто повезло, – замечает Валерий Николаевич. – Что касается педагогических «секретов», то я считаю, что самое главное: привить ребёнку любовь к инструменту и завоевать в союзники родителей. Мама Евгения – мой верный помощник: являясь преподавателем музыкальной школы, она взяла под контроль занятия, в них появилась система, отсюда и результаты. Мы занимались почти всё лето – просто работали над программой. Я даже не помню, когда у мамы появилась мысль об участии в конкурсе. Мы просто разучивали арии Баха – они для взрослого-то тяжёлые, а для ребёнка
тем более. Взяли «на вырост». Справиться, значит, сделать очень большой шаг. И вот пригодились!

Кстати, начальные навыки Евгений Сурнин получил у Дениса Смирнова, артиста Томского академического симфонического оркестра. 

– Евгению нравится играть на гобое, это видно по глазам, – говорит Валерий Ратушный. – Я стараюсь, чтобы ему было со мной интересно. Когда всё удаётся – хвалю, когда ничего не ладится, говорю, что очень огорчён, и вижу, что и он тоже огорчается. Женя очень старается. Недавно мы с Денисом подарили ему маленький магнитофончик, он стал очень много слушать, и это настолько преобразило его реакцию на слова преподавателя: он начал понимать, что я от него хочу – какой фразы, какого звука, какого штриха.

– На днях я сделал в дневнике Евгения запись: слово «энтузиазм» с вопросительным знаком, – делится Валерий Николаевич ещё одним педагогическим приёмом. – Задал узнать, что означает это слово, и потом попробовать мне объяснить. На одном из первых занятий я написал в его дневнике «казнить нельзя помиловать», чтобы таким образом донести, как строится фраза, что есть логика развития: начало, кульминация, финал. Вот я на примере орфографии попытался объяснить, что от того, где поставили запятую, смысл меняется кардинально. И точно также в музыке.

Что касается победы в конкурсе, то, по словам педагога, Евгений – мальчик скромный, головокружение от успеха ему не грозит. 

– Я, конечно, горжусь им и объясняю, что эта победа, если говорить о будущем профессионализме, открывает совершенно другие перспективы профессионального роста, это возможность попасть в другой круг общения и выйти на другой уровень исполнительства, – отмечает Валерий Ратушный.

Музыкальный педагог Елена Бухтоярова тоже считает, что ей очень повезло с учеником – Алексеем Канашиным:

– Мы очень много занимаемся, мы живём музыкой, – говорит Елена Николаевна. – Алексей много выступает. Ведь для сельской местности музыкальная школа как маленькая филармония, и ни одно серьёзное мероприятие уже давно не обходится без участия Алексея Канашина. Он у нас местная знаменитость.

И не только местная – в Томске его тоже уже хорошо знают: в 2021 году Алексей стал обладателем гран-при восьмого Губернаторского областного конкурса «Дети играют с оркестром». Мальчик очень талантливый.

– Когда Алёша пришёл учиться, его не было видно из-за баяна, – вспоминает Елена Бухтоярова. – Но уже с первого класса мы начали ездить по конкурсам. У него замечательная мама, очень благодарная и во всём мне помогает. Мы уже как одна семья: пока я, к примеру, была с Алексеем здесь, в Томске, на конкурсе, его мама присматривала за моими детьми в Подгорном.

По словам педагога, Алексей, безусловно, рад победе.

– Конкурс – это всегда задор, драйв, – делится Елена Николаевна. – Алёша сказал, что теперь однозначно продолжит обучение музыке. И предстоящая поездка в Суздаль тоже очень много для него значит. Я как раз хотела, чтобы Лёша ближе к Москве держался. Дай Бог, чтобы всё получилось!

Ольга Пивоварова – педагог Елизаветы Усатюк, артистка Томского симфонического оркестра – с юности обучает игре на скрипке, любит детей и с удовольствием занимается с ними. Есть у неё и взрослые ученики. И ко всем она относится с пониманием.

– У Лизы Усатюк хорошие музыкальные способности, – говорит Ольга Ивановна. – Родители – музыканты. Очень важно, что они уделяют много внимания к домашним занятиям дочки на скрипке. Лизе нравится приходить на уроки в класс. Быстро разбирает новые произведения. Любит выступать на сцене, конечно, волнуется, как и любой исполнитель, но старается играть эмоционально. Это очень хорошее концертное качество!

– Выступление на конкурсе было удачным, благодаря её занятиям дома на скрипке, вниманию родителей, активности на уроках по специальности и понимания музыки, которую она сыграла на конкурсе, – объясняет Ольга Пивоварова. – Произведения «Грустный рассказ» Никиты Богословского и «Тарантелла» Наталии Леви ей очень нравятся. В свои 8 лет она сыграла пьесы, которые очень понятны ребёнку. Присуждение жюри Лизе диплома «Надежда Новых имён» очень обрадовало мою ученицу, она поняла, что выступила хорошо и ей захотелось ещё выступать на сцене и приносить радость зрителям своим исполнением на своей маленькой, но такой любимой скрипке.

Текст: Ирина ГЮНТЕР
Фото: Елена АСТАФЬЕВА