Здесь люди и музыка становятся друзьями...

Хочу стать дирижёром: концерт-игра или концерт-перспектива?

2 апреля Томским академическим симфоническим оркестром снова руководили дети (в прямом смысле этого слова): в Органном зале состоялся второй концерт цикла «Хочу стать дирижёром». Первый такой «урок» художественный руководитель и главный дирижёр оркестра, народный артист РФ Владимир Понькин провёл для своих юных коллег и просто любителей музыки 4 февраля 2023 года.

– Сегодня у нас с вами очень интересная встреча, я вам расскажу, насколько трудна профессия дирижёр, – начал общение с детьми маэстро. – Для начала, скажите мне, пожалуйста, что такое партитура?

– Партитура – это ноты для всех инструментов, – ответил уверенный детский голос из зала.

– Правильно, это полная нотная запись музыкального произведения для оркестра, ещё можно сказать, что партитура – это ноты для дирижёра, – уточнил Владимир Понькин и продемонстрировал партитуру «Шутки» из Второй оркестровой сюиты Иоганна Себастьяна Баха. – Смотрите, сколько нотных строчек! Здесь описано всё, что должно происходить в оркестре. И вот мы с вами сейчас всю эту партитуру как пазл будем собирать.

Сначала свои партии сыграли контрабасы и виолончели, затем к ним присоединились альты, за ними – вторые скрипки, потом – первые. После этого маэстро попросил детей спеть мелодию под аккомпанемент струнной группы оркестра. И только после этого зазвучала флейта. Пазл сложился! А у детей появилось чёткое представление о том, как звучат разные партии одного и того же произведения у разных инструментов, и какой инструмент в данном случае является солирующим.

Дирижировать оркестром, исполняющим «Шутку» Баха, Владимиру Понькину помогали 7-летняя Вера Семенкова и 9-летний Миша Одияк – они первыми откликнулись на приглашение маэстро пройти на сцену.

Беседуя с детьми и их мамами после концерта, оказалось, что оба ребёнка занимаются музыкой, что в обоих преподаватели видят огромный потенциал, и что они оба были на первом филармоническом концерте «Хочу стать дирижёром».

– Как вы уже поняли, сегодня у нас более плотное знакомство с партитурой и инструментами, – заметил Владимир Понькин. – Ребята, какие духовые инструменты симфонического оркестра вы знаете?

– Флейта, кларнет, гобой, фагот, валторна… – перечисляли дети.

На каждом из этих инструментов маэстро остановился подробнее. По его просьбе оркестранты сначала поднимали свои инструменты вверх, чтобы зрители могли получить общее визуальное представление, а затем демонстрировали звучание.

– Кстати, семейство флейт очень большое, – дополнял своими комментариями демонстрацию инструментов Владимир Понькин. – В нём есть собственно флейта (или большая флейта), малая флейта (флейта-пикколо), ещё есть альтовая, басовая и контрабасовая флейта. Гобой тоже большой семьянин. И у кларнета много родственников, в числе которых сопрано, пикколо, бассет, бассетгорн, басовый, контрабасовый. Фаготов тоже несколько…

После знакомства с группами духовых инструментов оркестра Владимир Понькин вновь пригласил на сцену тех, кто хочет стать дирижёром. Из желающих моментально выстроилась длинная очередь. На этот раз в центре внимания оказались фрагменты Симфонии № 29 ля мажор Вольфганга Амадея Моцарта.

Сначала маэстро вызывал желающих по одному. А затем предложил всем детям пройти в… оркестр!

– А сейчас мы с вами, дорогие дирижёры, сделаем такой фокус: пусть каждый из вас встаёт рядом с любым музыкантом и помогает ему играть, – скомандовал Владимир Понькин.

Долго ждать на пришлось – у каждого оркестранта оказалось по одному, а то и по два и даже по три руководителя. Юные дирижёры изо всех сил старались копировать движения маэстро. В таком составе оркестр доиграл 29-ю симфонию и исполнил «Танец с саблями» Арама Хачатуряна, который стал «горячим» финалом всего концерта.

Однако звуки музыки в Органном зале Томской филармонии ещё долго не смолкали – артисты ударной группы оркестра разрешили детям поиграть на своих инструментах. Под эти звуки мы и беседовали сначала с маэстро, а затем – с участниками концерта.

– Программу пришлось корректировать в процессе, потому что дирижёров оказалось столько, что пришлось их «оптом» запускать в оркестр, другого варианта не было, – объяснил, улыбаясь, Владимир Понькин. – Я решил: пусть дети постоят рядом с опытными музыкантами, пусть они проникнутся этой атмосферой, пусть повторяют мои движения – это всё даром не проходит.

После таких концертов дети ещё больше влюбляются в музыку – это подтвердили и сами юные зрители, и их родители.

– Я в оркестре стоял – там такой звук! – поделился впечатлением Михаил Одияк, учащийся хоровой студии мальчиков и юношей «Глория» (1-я ступень обучения).

Кстати, на сцене Органного зала Михаил уже выступал – в составе «Глории». Теперь Миша мечтает сыграть на органе, и на ближайшем концерте цикла «Сказки дядюшки Органа» его мечта может исполниться. Потому что в конце каждого такого концерта томские органисты разрешают детям, обучающимся игре на фортепиано, исполнить фрагмент любимого произведения на органе. Выступать в Большом концертном зале Томской филармонии – ещё одна мечта мальчика, и тоже вполне реальная.

На вопрос: «Тебе хотелось бы ещё раз подирижировать?» Миша ответил: «Конечно, да!» Он с радостью примет участие в третьем концерте «Хочу стать дирижёром». А ещё Миша – постоянный участник Медиа-клуба Томской филармонии.

– Стараемся не пропускать трансляции концертов Московской филармонии, – рассказала мама мальчика Татьяна Одияк. – В мае мы собираемся ехать в Москву и в наших планах – посещение Концертного зала имени Петра Ильича Чайковского, который до этого видели только в записи.

Выступать там – ещё одна большая мечта мальчика, которая родилась в стенах небольшого – Камерного – зала Томской филармонии.

– Я хочу стать дирижёром и композитором, – поделилась ещё одна участница обоих концертов «Хочу стать дирижёром» Вера Семенкова.

По словам мамы девочки Любови Семенковой, это желание проснулось у её дочери после того, как они побывали на гала-концерте «Девять дирижёров и один оркестр». Напомним, что этот концерт стал финалом Первых открытых международных мастер-классов по дирижированию симфоническим оркестром, состоявшихся в Томской филармонии в декабре 2022 года.

– Веру особенно впечатлила девушка-дирижёр, которая там выступала, – рассказала Любовь Семенкова. – С того момента мы в числе самых первых покупаем билеты на все концерты оркестра. Сейчас Владимир Александрович Понькин сказал, что есть даже школа дирижёров, попробуем, наверное, если не поступить туда, то хотя бы узнать подробности.

Сейчас Вере семь лет, с пяти лет она играет на фортепиано (занимается во Дворце творчества детей и молодёжи), с шести – на скрипке в 1-й Детской школе искусств имени А.Г. Рубинштейна. Музыкальный талант обнаружился внезапно.

– Мы ехали в машине, и в какой-то рекламе заиграла «Токката и фуга» ре минор Баха. Отрывок. Вера спрашивает: «Мама, а что это такое?» Я ответила, затем включила это произведение полностью. После чего мы стали слушать его каждый день: по дороге из дома в садик и обратно. И в какой-то момент Вера сыграла его дома от начала и до конца.

Преподаватели говорят об абсолютном слухе девочки. А ещё Вера уже сочиняет музыку, причём достаточно красивую. В ближайших планах – начать учиться играть на флейте и, возможно, на арфе. Арфа заинтересовала сегодня, после того, как девочка побывала в оркестре. Вот так человек с пяти лет поставил себе цель стать музыкантом-мультиинструменталистом, композитором и дирижёром, и уверенно к ней двигается.

– Концерт «Хочу стать дирижёром» – для ребёнка, это, конечно, восторг! Вера ждала его с нетерпением, мечтала помогать дирижировать оркестром именно Баха – она его обожает, как и Моцарта, и Чайковского – Вера выучила почти весь его «Детский альбом» наизусть. – И у меня, как у родителя, даже не занимающегося музыкой, тоже, конечно, восторг. Я ни в одном городе не видела такого формата, настолько близкого к людям, к детям. После таких мероприятий ребёнку ещё больше хочется заниматься музыкой!

– Алиса побывала в Стране чудес, ну и мы с сыном тоже, – сказала София Хусаинова, мама 8-летнего Александра Шумилова, учащегося 2-го класса Детской школы искусств № 3 по специальности домра. – Выйти на сцену любимого Органного зала, да ещё с самым настоящим симфоническим оркестром – это волшебство. Волнение, любопытство, восторг! Стоя на сцене, Саша внимательно повторял движения дирижёра, потихоньку заглядывая в ноты музыкантов, вблизи разглядывая игру мастеров. А ещё теперь у сына есть автограф маэстро с пожеланием творческих успехов!

Не меньший восторг испытали и дети, которые не обучаются музыке, но наравне со всеми управляли настоящим оркестром. А сколько радости испытали взрослые зрители, наблюдая за действием на сцене. Не сходили улыбки и с лиц оркестрантов.

Так, для кого-то из детей концерт «Хочу стать дирижёром» стал просто новым опытом, а для кого-то – новым шагом на пути к своей мечте.

– Сегодня было много очень способных детей, – отметил Владимир Понькин. – Всех, кого я успел заметить, я пригласил в нашу прекрасную профессию – от всей души пожелал двигаться дальше по музыкальному пути.

Записи обеих трансляций опубликованы на нашем сайте – если у вас есть дети, обязательно посмотрите вместе с ними и приходите к нам в следующий раз!

«Хочу стать дирижёром» – это проект для всех детей: и тех, кто обучается музыке, и тех, кто просто её любит. Это концерт, который доставит много радости и удовольствия абсолютно всем участникам и зрителям!

Текст: Ирина ГЮНТЕР
Фото: Елена АСТАФЬЕВА