Одиннадцать скульптурных портретов Гоголя скульптора Леонтия Усова будут представлены в фойе Большого концертного зала Томской филармонии перед концертом «Гоголь в музыке» — 27 ноября 2022 года.
«Веселый Гоголь» и Гоголь из «Выбранных мест из переписки с друзьями» — разные образы. Как «Гоголь. Ожидание» и «Гоголь – отражение». Они создавались в разные годы. По разным поводам. Например, к 200-летию писателя, в 2009 году, томский мастер резца создал 20 скульптурных портретов классика, которые демонстрировались в Москве и Томске. Несколько раз работы Усова выставлялись в музее Гоголя, и каждый раз после выставки «оседали» в музейных фондах.
— Гоголь, — признается Леонтий Усов, — это интимная, непонятная любовь с первого прочтения. Первое и яркое впечатление – от «Тараса Бульбы». Потом Аксаков открыл мне в Гоголе такого, чего не знал, что в школе не преподавали. Оказалось – родственная душа…
Гоголина Леонтия Усова насчитывает сегодня десятки портретов. И каждый из Гоголей – со своим характером. И со своей историей. «Гоголь и макароны» — это рассказ, как Гоголь в Риме угощал макаронами Плетнева. «Гоголь. Нос» — воспоминания о Флоренции. «Боже мой! Какой здесь воздух, какой здесь воздух! Чтобы дышать этим воздухом, надобен нос такого размера, чтобы ноздря была с ведро», — писал Николай Васильевич другу детства Александру Данилевскому из Италии. Вдохновившись перепиской друзей, Леонтий Усов и создал свой «Гоголь. Нос».
— Я стараюсь не просто достичь внешнего сходства, а дать его внутреннее нервное состояние, заглянуть в потаенные места его души. И, кажется, проникаю глубоко. Гоголь стра-а-анен! В завещании он просил исполнить три вещи: «Не хоронить меня до признаков разложения тела», «не ставить памятник на могиле», «не славить мое имя». Не прислушались!
С 2017 года у мастера Усова появилась живая модель, с которого Леонтий Андреевич «пишет» своих Гоголей. Это фотограф Роман Кошелев.
— Иду я как-то улице, а впереди… Гоголь. Я догоняю, заглядываю в лицо… «Здравствуйте, Николай Васильевич!…» А он шарахается от меня в сторону, — вспоминает первую встречу Леонтий Усов. – Но потом затащил его к себе в мастерскую.
— Может быть, и на улице познакомились. Но мне памятна другая встреча. Дело было на выставке в Доме ученых. Шел 2015 год, — рассказывает свою версию Роман. — Хожу я, фотографирую экспонаты и людей. Я тогда только в Томск переехал и толком никого не знал. И вдруг вижу глаза размером с юбилейный рубль… А в мастерской у Леонтия Андреевича оказался года через два, в 2017. Пришли, чай попили. Он быстро за карандаш, что-то зарисовал в блокноте. Потом сделал несколько фотографий. И уже позже пригласил на знакомство с портретом… С тех пор Усов так и зовет меня «Николай Васильевич». Я привык.
По словам, Романа и в его родном Улан-Удэ к нему так же обращаются актеры Русского драматического театра им. Н.А. Бестужева. А томичам он известен по своему девизу: «Снимаем с улыбкой» и лейблом «Fotoизюминка».
Своим оптимизмом и улыбкой Роман отчасти повлиял и на усовских Гоголей. Вот и секрет, почем с «Завещанием» появился «Веселый Гоголь».