Здесь люди и музыка становятся друзьями...

История легендарного балета. Часть II

17 июля | 19:00

«Лебединое»: верность, любовь, коварство, искупление.

Продолжаем рассказывать историю создания легендарного балета «Лебединое озеро», который пройдет 17 июля в Большом концертном зале Филармонии. Начало истории можно почитать здесь. 

Сколько авторов у «Лебединого озера»?

Собственно, именно Льву Иванову балет «Лебединое озеро» обязан своей поэтичностью. Именно он сочинил весь второй акт у озера – так называемый «белый балет». Именно он произвел революцию в балете, отказавшись от крылышек в костюмах лебедей, но поставил танцовщицам руки так, что их движения передавали взмахи крыльев. Он научил кордебалет «разговаривать» на символическом языке и превратил его из «декораций» в действующих лиц.

Но, увы, и эту красоту не видел автор гениальной музыки. Более того, Чайковский стал свидетелем провала своего первого балета, за который он, кстати сказать, взялся из прагматичных соображений – композитор остро нуждался в деньгах. Однако хореография Юлиуса Рейзингера оказалась настолько беспомощной, что даже автор либретто, он же директор московских императорских театров Василий Бегичев ничего не мог сделать, чтобы постановка на сцене Большого театра в 1877 году имела хоть малейший успех у публики. «Лебединое озеро» с треском провалилось. Гениальную и новаторскую для балета музыку Чайковского не понял никто и, прежде всего, хореограф-постановщик. Холодный прием публики для композитора стал ударом, и он 12 лет не брался за сочинение балетной музыки.

Только спустя два года после смерти Чайковского «Лебединое озеро» получило признание у публики и критиков. Во много это заслуга Мариуса Петипа, который сочинил первый и третий акт балета, превратив последний акт в танцевальный дивертисмент, а Одиллию – во вторую Кармен. Этой гальской чертовке балетмейстер сочинил партию, где виртуозно, увлеченно и насмешливо обыгрывались все лебединые па второго «белого» акта.

Хореография Петипа впервые открыла и перевела на свой язык чудесную музыку Чайковского. Постановка 1895 года послужила основой для всех последующих интерпретаций балета. Образ девушки-лебедя стал одной из классических ролей балетного репертуара, привлекательной и трудной, требующей от артиста блестящей виртуозности и тонкой лирической отзывчивости. Томичи увидят легендарный балет в хореографии М. Петипа в редакции В. Бутримовича с Ксенией Пухловской и Александром Бутримовичем в главных партиях Одетты и Зигфрида.

Две или одна? Счастливый или трагический финал?

Для постановщиков «Лебединого озера» эти два вопроса имеют принципиальное значение.

Как правило, партии Одетты и ее конкурентки Одиллии танцует одна и та же балерина. Ведь эти принцессы должны быть настолько похожи, что принц Зигфрид, влюбленный в Одетту, трагически ошибается на балу, приняв Одиллию за ту, которой дал слово верности и обещал жениться.

Сюжет балета-сказки восходит к немецкой сказке, в которой злой рыцарь-колдун Ротбарт превращает принцессу в белого лебедя. Чары Злого Гения действуют днём, но с приходом луны белый лебедь превращается в прекрасную Одетту. Она не одинока, на озере её окружают заколдованные девушки-лебеди, назвавшие Одетту королевой лебедей. По легенде, слёзы матери по похищенной злодеем дочери образовали волшебное «лебединое озеро». Заклятье может быть разрушено только верной любовью молодого человека, но, если обет вечной любви нарушится, она навсегда останется лебедем.
Почувствовав угрозу со стороны влюбленного принца, Ротбарт приводит на бал свою дочь – Одиллию, которую превращает в «двойника» Одетты. Увы, подмену принц Зигфрид замечает слишком поздно. После его признания в любви лже-Одетте, настоящая принцесса-лебедь бьет крылом в окно замка, она обречена остаться на всю жизнь в образе птицы. Колдун ликует, Одиллия злобно смеется, а несчастный Зигфрил устремляется на озеро, чтобы просить прощения у Одетты.

Изначально либретто содержало трагический финал: в бурных водах озера гибли Одетта и влюбленный в нее принц, предварительно убив злого филина, в которого превратился сам Ротбарт, чтобы помешать Зифриду объясниться с Одеттой.

Но не всем нравился такой конец сказки и во времена СССР придумали счастливый финал: в апофеозе Зигфрид вымаливал прощение у Одетты, бросал вызов Ротбарту, убивал Злого гения – и Одетта превращалась в девушку. Влюбленные вместе встречали восход солнца.

Какой финал будет в спектакле Классического Национального русского балета – узнает только тот, кто купит билет и придет 17 июля на «Лебединое озеро».

КУПИТЬ БИЛЕТ сейчас. Билеты доступны и по Пушкинской карте.