Здесь люди и музыка становятся друзьями...

История легендарного балета. Часть I

17 июля | 19:00

Большой концертный зал

Легендарный балет снова на сцене Томской филармонии.

Что было бы, если бы Чайковский написал «Лебединый пруд»? Или «Озеро лебедей»? Стал бы балет столько популярным и любимым, как «Лебединое озеро». А ведь в черновиках композитора стояли эти рабочие названия его первого балета. Об «Озере лебедей» Петр Ильич упоминает в письме к Николаю Андреевичу Римскому-Корсакову. К счастью, сегодня вопрос о названии риторический. «Лебединое озеро» настолько привычно уху и глазу, настолько известно, что о балете знает даже тот, кто ни разу не ходил театр.

Почему балет Чайковского стал символом России?

Парадоксально, но шедевр элитарного искусства популярным сделала политика. Благодаря ей в ХХ веке первый балет Чайковского приобрел статус национальной гордости и даже символа государства. Сначала всех важных иностранных гостей водили в Большой театр на «Лебединое озеро», в начале 80-х его часто транслировали по телевидению – как только звучало адажио, страна знала, что умер руководитель государства. В августе 1991 года музыка к спектаклю, где главные действующие лица – принц и заколдованная принцесса, и вовсе стал «саундтреком» государственного переворота – ГКЧП.

Видел ли Чайковский танец маленьких лебедей?

Можно вспомнить и самый узнаваемый эпизод – Танец маленьких лебедей. Эта поэтичная и грациозная музыка, где солируют два гобоя с поддержкой фагота, узнается с первых нот. Сегодня никто и не догадывается, что сам Петр Ильич так не называл и не выделял этот фрагмент балета – в партитуре он обозначен, как allegro moderato. И сам танец никогда не видел, потому что Лев Иванов сочинил и поставил его уже после смерти композитора.

Простой и веселый танец четверки лебедей служит подготовкой к следующему важному номеру – лирическому адажио Одетты и Зигфрида. Такая контрастная оркестровка характерна для письма Чайковского. Но ни первый постановщик балета Юлиус Рейзингер, ни даже великий Мариус Петипа, который дал вторую жизнь «Лебединому озеру» на сцене Мариинского театра, не увидели в этом музыкальном фрагменте материала для хореографического номера. И только русский хореограф Лев Иванов, который всегда оставался в тени главного балетмейстера императорского Мариинского театра, почувствовал, что музыка Чайковского не «приложение» к хореографии, а хозяйка балета, которая способна рождать образы.

Балет «Лебединое озеро» в рамках фестиваля «Лето балета» состоится 17 июля в Большом концертном зале Филармонии.

КУПИТЬ БИЛЕТ сейчас на легендарный балет. Билеты доступны и по Пушкинской карте.