24 декабря в Камерном зале Томской филармонии состоялась открытая лекция «Как классическая музыка помогает нам жить лучше, работать легче и быть счастливее?»
Дина Кирнарская, музыковед, проректор Российской академии музыки имени Гнесиных, музыкальный психолог, профессор, доктор искусствоведения, доктор психологических наук поделилась с аудиторией любопытной информацией. Публикуем некоторые фрагменты этого выступления.
Сначала искусство, потом – науки
– Искусство вообще и музыкальное в частности – это, можно сказать, колыбель мышления. Мы сейчас преподаём неправильно. А потом удивляемся, почему современные дети не могу решить простые математические задачи. Потому что человеческое мышление зародилось в недрах искусства, оно там созрело, оно там сформировалось. Как голубую кровь воспитывали? Не зря в дворянской среде никто с математики не начинал: сначала спорт, то есть самое древнее занятие (верховая езда и так далее), затем искусство – танцы, музыка, пение, рисование, театр и так далее, и только потом науки. Во всём мире так было: сначала искусство – фундамент, потом всё остальное. Мы сейчас об этом позабыли, и хотим, чтобы наши дети решали задачи, мыслили логически, соображали, учились. Но они не могут – рано ещё! Сначала нужно воспитать мышление в рамках искусства, и тогда всё встанет на свои места.
Все успешные люди знают этот секрет
– Все успешные люди занимались искусством или в детстве, или в подростковом возрасте, или в юности – когда угодно. И продолжали или продолжают, если говорить о наших современниках, заниматься этим на протяжении жизни. Почему? Мы уже говорили об этом – искусство старше науки, для того, чтобы соображать, нужно учиться этому в недрах искусства. Вуди Аллен (американский кинорежиссёр, актёр-комик, продюсер, четырёхкратный обладатель премии «Оскар», писатель. – Прим. автора) каждую неделю играет на кларнете. Зачем? Вот как отвечает на этот вопрос сам режиссёр: «Для того, чтобы выпускать каждый год по фильму, надо быстро соображать. А для того, чтобы быстро соображать, надо вот это делать».
<…> Удалось доказать, что белое вещество мозолистого тела мозга у тех, кто занимается музыкой, имеет больший объём. <…> Уже через год занятий каким-либо видом искусства мозг становится эффективнее! Даже регулярное решение различных музыкальных задач и упражнений делает нас умнее.
Слушание музыки помогает в общении
– Нужно всё время слушать музыку, вслушиваться, соображать, что эта музыка передаёт – какие чувства, какие желания. И, незаметно для себя, вы начнёте чувствовать людей, они будут чувствовать вас, у вас гораздо лучше пойдёт общение.
Востребованность артистов и педагогов искусства будет расти
– Какие профессии будут наиболее актуальны в будущем? Я разделяю мнение тех, кто утверждает, что они будут связаны с эмоциями. Эмоциональная связь возможна только между людьми. <…> Я убеждена, что востребованность артистов и педагогов искусства будет возрастать.
Музыка способна давать нам необходимые качества
– Музыка – сверхактивное искусство, вы становитесь ею, она в вас проникает. <…> Музыка впитывает опыт. Люди по-разному жили, о разном думали, расставляли разные приоритеты, и музыка всё это впитывает и отдаёт. Пример. Вот вас назначили директором чего-то или дали вам какой-то важный проект. Вы думаете: «Да я ж не справлюсь». Есть человек в истории музыки, который всегда всё брал на себя. Это Ференц Лист. Кроме того, что Лист был гением, он был ещё добр и ответственен. Он не боялся брать на себя ответственность за всё и за всех – за детей, за жён, за друзей, за коллег, за всевозможные проекты…
Так вот когда вы слушаете музыку Листа – не всё, некоторые произведения – у вас появляется хребет, вы понимаете: «Да, и я могу быть директором, и я могу принять на себя какую-то роль, которую раньше я принять не мог». Потому что музыка отдаёт тот опыт, который в ней заложен. Если хотите веселиться – слушайте Гайдна, который хихикал целыми днями. Если вам нужно полюбить весь мир – слушайте Моцарта. В классической музыке есть опыт на все случаи жизни! Потому что она родилась в VIII веке, а сейчас уже XXI век, и она развивается и вместе с нами переживает самые разные перемены.
<…> Музыка Джованни Пьерлуиджи да Палестрина умиротворяет и снимает нервозность. Какой был опыт жизни у этого композитора? Во-первых, он похоронил двух взрослых детей, а в эпоху Возрождения это была вообще катастрофа. Но он – верующий католик – воспринял это как должное: Бог дал, Бог взял. Он никогда не расстраивался. Много работал: продавал вина – был известный сомелье, торговал мехами, писал музыку… Это был верующий человек на 100 процентов. Если вы хотите быть как он, если хотите, чтобы вас не сломала никакая полоса несчастий, слушайте Палестрина! Потому что это автор, который через это прошёл, и этот опыт он заложил в свою музыку – опыт веры, опыт доверия Господу и надежды на Него. Палестрина очень выразительно рассказал о своем восприятии жизни в музыке, посредством которой дарит свой позитивный опыт нам.
Что такое Моцарт-эффект
Моцарт отдаёт нам прозрачность, лёгкость и ясность мышления. Плюс он был очень активным, деятельным. А ещё его сердце было полно любви к каждому. Моцарт эффект – что это такое? Почему Моцарт – самый великий композитор в мире для развития человека, для развития личности? Потому что вы развиваетесь просто одним фактом слушания его музыки!
Лекция состоялась в рамках Открытых международных мастер-классов по симфоническому дирижированию. Этот обучающий интенсив проходил в Томской областной государственной филармонии при поддержке регионального отделения общероссийской общественно-государственной организации в сфере культуры и искусства Российский фонд культуры. Ведущий мастер-классов – профессор, народный артист России, художественный руководитель и главный дирижёр Томского академического симфонического оркестра Владимир Понькин.
Фото: Елена АСТАФЬЕВА