В день рождения Эдисона Денисова мир вновь услышит его Камерную симфонию № 1.¶
Открытие Всероссийского фестиваля современной музыки DENISOV, который инициировала Томская филармония к 95-летию со дня рождения известного на весь мир томича Эдисона Денисова, пройдет по-настоящему современно.
События сложились так, что 24 марта концерт в БКЗ не состоялся, но Томская филармония сделала запись. Онлайн-показ концерта начнется в день рождения Денисова – 6 апреля 2024 года ровно в полдень. Запись будет доступна широкой аудитории ровно сутки.
На Открытии Всероссийского фестиваля современной музыки DENISOV всех слушателей ждет настоящее открытие. Открытием станет Камерная симфония № 1 Эдисона Денисова. Даже те, кто знаком с творчеством нашего земляка, не раз ходил на концерты, где исполнялась его музыка, такого Денисова не слышали и не знают.
Во-первых, потому что это авангардное и элитарное сочинение, где господствует дух научного эксперимента. Его язык – это язык музыки последней трети ХХ века, музыки, которая не могла не учитывать великих экспериментов Арнольда Шёнберга, в том числе и с составом симфонических оркестров. По примеру австрийского экспериментатора Эдисон Денисов сократил численность музыкантов для исполнения его Камерной симфонии до 12 человек. Как сказал сам автор Камерной симфонии, «сочинение написано для несколько уменьшенного состава камерного оркестра, который сейчас очень распространен во всем мире…».
Во-вторых, «это типичное циклическое сочинение, хотя здесь нет никакой настоящей, скажем, сонатной формы и нет никакого сонатного цикла в старом понимании слова» (Э. Денисов). Другими словами, Камерная симфония № 1 совсем не похожа на те симфонии, которые привыкли слушать почитатели академической музыки и которые часто звучат в залах Томской филармонии.
В Томске это сочинение, написанное по заказу французского ансамбля Поля Мефано в 1982 году, ранее не звучало. Более того Камерная симфония ни разу не звучала и в современной России. Последним, кто ее исполнил в Советском Союзе, был Владимир Понькин и московский Ансамбль современной музыки. И это случилось в конце 80-х.
Но чтобы это открытие состоялось, музыковедам и музыкантам Томской филармонии пришлось немало потрудиться. Как любое открытие, открытие Камерной симфонии для широкой публики было сопряжено с инсайтами, преодолением препятствий и изобретениями.
Когда Камерная симфония была уже заявлена в программу Концерта-Открытия фестиваля DENISOV, оказалось, что у музыкантов нет нот. Их пришлось набирать заново.
Ситуацию комментирует руководитель фестиваля, начальник концертно-камерного отдела Томской филармонии, музыковед Василина СЫПЧЕНКО:
– Идея исполнить произведение Эдисона Денисова из его личной библиотеки, которая была передана летом 2023 года в Научную библиотеку ТГУ вдовой композитора Екатериной Денисовой-Брюжман, возникла в процессе формирования программы Концерта-Открытия фестиваля. В списке переданной литературы я увидела партитуру Камерной симфонии. Так как она еще не звучала в Томске, мне подумалось, что будет правильным ее представить на суд слушателей.
Владимир Александрович Понькин, которому предложила сыграть эту музыку, обрадовался, сказав, что «лет 30 назад уже исполнял ее». Но вскоре выяснилось, что оркестровых партий или, как говорят, голосов, необходимых для исполнения произведения, в личной библиотеке Денисова нет.
Я обратилась к Екатерине Денисовой-Брюжман, затем в Московскую консерваторию, потом в Московский Ансамбль Современной Музыки, но, увы, везде мне говорили, что партий нет, они утеряны. Что делать? Оставалось либо отказаться от исполнения, либо заново набрать партии по сканам партитуры, которые предоставила нам Научная библиотека ТГУ.
Таким музыкантом, который смог выполнить это важное задание в сжатые сроки, стал артист Томского академического симфонического оркестра Сергей СТЕПАНОВ. Он набрал заново все 12 оркестровых партий. Вернее, ноты первой части Камерной симфонии, которая и заявлена в программе.
– Это похоже на изобретение велосипеда, – первое, что сказал Сергей Степанов. – Вся Камерная симфония написана «математическим» языком, – делится своими впечатлениями Сергей Степанов. – То есть взята определенная музыкальная фраза и на протяжении первой части она разрабатывается с разных позиций.
Например, у пианиста четко прослеживается: в правой руке идет септоль (семь звуков), а в левой – либо секстоль (шесть звуков), либо квинтоль (пять звуков). И во всех оркестровых голосах такая математическая схема.
Партитура отражает мышление композитора.
– Насколько сложно было набирать партии?
– Приходилось «изобретать велосипед». В записи у композитора ноты написаны как будто под копирку, и смещение межтактовых конфигураций у него однообразны, а программа компьютерного набора обуславливается определенными правилами музыкальной записи. Поэтому нестандартные записи композитора она рассматривает, как ошибки. Чтобы прозвучало так, как у композитора, пришлось записать тот же материал, но только другими длительностями и перенося многие синкопы немного другим написанием – через тактовую черту. Во многих местах приходилось менять длительности нот, чтобы уложить в такт весь метро-ритмический рисунок, который задумал Эдисон Денисов.
– Слушатели не видят нот, они слышат звуки. Как воспринимать такую музыку?
– Для неподготовленного слушателя это сочинение может показаться набором звуков. Но если вслушаться, то можно заметить сложно переплетенную сеть музыкальных фраз, а за ней – особый мир композитора. Можно даже сказать – его микрокосм. Поэтому советую не ждать привычных гармоний, а вслушиваться в новый язык музыки.
– Можно предположить, что и для исполнителей Камерная симфония Денисова – не самое простое сочинение.
– Да, это так. Во время набора оркестровых партий, я постарался набрать композиторский текст так, чтобы музыканты не задумывались, что, где и как играть. Но с сохранением авторского замысла. Хотя в партитуре все написано по-другому. Например, так: идет фраза, во втором «голосе» она смещается на одну долю, в третьем еще на одну долю. И последний инструмент повторяет эту же музыкальную фразу с «запозданием» на целый такт. А когда все инструменты звучат вместе, то и возникает ощущение хаоса, какофонии. И в таком духе написана вся Камерная симфония. Собственно типичная авангардная музыка.
– Может быть, истоки «математического письма» Эдисона Денисова стоит искать в его первом математическом образовании.
– Скорее всего. Впрочем, Денисова можно в чем-то сравнить с Бахом. Баховские прелюдии и фуги – это тот же математический язык. Только у Баха музыка, привычная нам, а у Денисова – авангардная.
Текст: Татьяна ВЕСНИНА