EnglishRussian

Здесь люди и музыка становятся друзьями...

Кто обезглавил Михаила Берлиоза?

Мы продолжаем наше литературно-музыкальное расследование, кто помог Михаилу Булгакову написать роман «Мастер и Маргарита».

Первая музыкальная фамилия, с которой сталкивается читатель на страницах романа – Берлиоз. Но под этой фамилией выведен отнюдь не композитор Гектор Берлиоз, автор «Фантастической симфонии» и «Осуждения Фауста», а сорокалетний литератор, редактор толстого художественного журнала, председатель правления одной из крупнейших московских литературных ассоциаций – Массолита.

О его литературных заслугах и пристрастиях Булгаков не сообщает. Но из разговора Михаила Александровича Берлиоза с Иваном Бездомным и дискуссии с «консультантом» Воландом становится ясно, что глава московских литераторов – человек, не просто начитанный, но воспитанный в культурных традициях дореволюционного прошлого. И знающий, что он носит фамилию композитора.

О «никому не известном» композиторе наслышан даже невежественный поэт. Чтобы милиция, не дай бог, не перепутала погибшего литератора с его однофамильцем, Иван Бездомный в заявлении указывает о Мише Берлиозе: «не композитор».

«Намучившись с этими двумя Берлиозами», — пишет Булгаков, — Иван все зачеркнул и решил начать с чего-то очень сильного…».

Эпизод с отрезанной головой – куда уж сильнее?! Бездомного мучает предсказание «консультанта»: почему тот знал, как погибнет Берлиоз?

Попробуем и мы ответить на этот вопрос. А для этого обратимся к творческой биографии композитора. В 1830 году Гектор Берлиоз, влюбленный в ирландскую актрису, написал «Фантастическую симфонию». Даже названия пяти частей симфонии повторяют мотивы и события романа.

У Гектора Берлиоза тоже переплетены темы любви и страсти (1 часть Largo), в ней тоже есть тема бала (2 часть Adagio), на котором встречаются влюблённые и также переплетены смерть, страдания и присутствует шабаш ведьм (4 часть Allegretto, 5 часть Larghetto. Allegro).

На параллель с музыкой французского романтика давно обратили внимание литературоведы. Б. М. Гаспаров в статье «Из наблюдений над мотивной структурой романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» пишет: «Две последние части этого программного произведения изображают соответственно шествие на казнь (с введением темы Dies irae) и адский шабаш, куда попадает душа после казни. Так с именем Берлиоза изначально связывается тема искупления, казни, судного дня, реализующаяся затем в сцене бала у Воланда, где над Берлиозом произносится окончательный приговор («Каждому будет дано по его вере»). Вторая, не менее важная тема, и притом связанная с первой именно в лице Берлиоза, — это тема бала сатаны, шабаша, в характерной музыкальной окраске. Это в свою очередь вызывает дальнейшие ассоциации: «Ночь на Лысой горе» (в романе Мастера название Голгофы переведено как Лысая гора), «Вальпургиева ночь» и отсюда, далее, «Фауст» Гёте и Гуно, т. е. рядом с метафизической «серьезной» ипостасью темы — ее театрализованное оперное воплощение».

То, что Булгаков, прекрасный знаток музыки, намеренно проводил параллель с опусом французского романтика говорит тот факт, что в одном из ранних вариантов романа третья глава, где гибнет однофамилец композитора, названа так же, как и четвертая часть симфонии: «Шествие на казнь». И ведь он не случайно гибнет под колесами трамвая, потому что герою симфонии отрубают голову гильотиной. В окончательном варианте 16-ю главу, где эмоционально-образное описание казни Иешуа, писатель назовет «Казнь». И это описание соответствует музыке четвертой части симфонии.

Можно даже допустить мысль, что роман «Мастер и Маргарита» является символическим отражением программной канвы и основного замысла симфонии Г. Берлиоза, что она сыграла для романа роль порождающей модели. Ведь со смертью Михаила Берлиоза в романном повествовании начинается цепь мистических (читай: фантастических) событий. И вдохновляла Михаила Булгакова не литературная программа Гектора Берлиоза, а его музыкальные образы.

Музыкальные образы Гектора Берлиоза раскроет Томский академический симфонический оркестр 9 октября на концерте  «Булгаков в музыке».

КУПИТЬ БИЛЕТ СЕЙЧАС