Здесь люди и музыка становятся друзьями...

Ленинградская. Хроника войны в музыке, фото и свете

В День памяти и скорби Томский академический симфонический оркестр исполнил Седьмую («Ленинградскую») симфонию Дмитрия Шостаковича.

«Большое спасибо за возможность еще раз послушать «Ленинградскую» симфонию. Да еще и с визуализацией». «Со мной сидели 14-летние девчонки, они не верили, что вот так все и было – на саночках мертвых везли. Сначала разговаривали, потом притихли, во все глаза смотрели на экран. Войну-то в современных фильмах показывают «картонную», а тут …». «А потом как с балкона грянула музыка… Эта атака духовых меня сильно впечатлила». «Почему колосья пшеницы, окрасились в красный цвет – понятно, это символ. А почему кадры повторялись: молившаяся бабушка, пожарная команда и безмятежно плывущая лодка?..» «А мне все ясно – музыка же тоже повторялась. Тема нашествия… Ровный устрашающий ритм барабана. Жуть…»

Это цитаты из «Книги отзывов» и случайно услышанных фраз томичей после концерта вечером 22 июня. Публика расходилась медленно. То в одном, то в другом месте возникали очаги обсуждения. Взрослые люди вспоминали своих родных, случаи из жизни. Молодые делились впечатлениями, где господствовала эмоция удивления. Музыка пробудила память сердца…

– Мы хотели донести до современного жителя Томска, особенно молодого человека, ту боль и ту силу, которая заложена в музыке Шостаковича, – так говорит о замысле проекта концерта-действа «Седьмая. Шостакович» директор Томской филармонии, кандидат искусствоведения Наталия Чабовская. – Седьмая Шостаковича – это программное произведение. Нам хотелось создать проект, посвященный нашей общей истории, тому грандиозному пути советского народа на протяжении этих почти пяти лет. Шостаковичу удалось за четыре части симфонии все это пройти. Несмотря на то, что премьера случилась в 1942 году, а война закончилась в мае 1945-го. Он предвосхитил Победу своим финалом.

Но сегодня далеко не каждый слушатель может воспринимать симфонию в полной мере. Когда же подключаются другие виды искусства, то восприятие значительно усиливается. Допустим, лучи прожекторов пронзают зал то красным, то белым светом, буквально выстреливают – рождаются ассоциации с залпами зениток, ракет… Хотя сам по себе музыкальный материал Дмитрия Шостаковича очень силен! Раньше люди падали в обморок, когда слушали Седьмую. В нашем проекте музыка звучит в обрамлении компьютерной графики, световой инсталляции, видеомэппинга, уникальной кинохроники. Летящие по залу журавли – это для кого-то стало шоком. У некоторых возникало желание выйти из зала, потому что тяжело переживать утраты, даже если это было давно. Не говоря уже о том, что и слезы на глазах выступали, и мурашки по телу… Наш концерт можно даже сравнить с иммерсивным спектаклем – когда ты тоже вовлечен в действие…

Сама Наталия Чабовская выступила в этом проекте не только как организатор, но и как автор вступительного текста и как ведущая. Вместе с концертмейстером оркестра Семеном Промое она напомнила историю создания и исполнения «Ленинградской» симфонии Шостаковича. Рассказ, погрузивший зрителей в атмосферу Ленинграда 1941–1943 годов, сопровождаемый документальной хроникой, световой инсталляцией и видеомэппингом (режиссер – Дмитрий Масаидов), вызвал в памяти бессмертные строчки «Ленинградской поэмы» Ольги Бергольц, которая, как и Дмитрий Шостакович, оказалась свидетелем блокады, пережила ее.

Есть в ней страшные строки о куске хлеба, который мать умершего ребенка хочет обменять на гроб, чтобы похоронить, есть эпизод, где водитель застрявшего грузовика, замерзший мотор отогревает руками, объятыми пламенем, слова о Дороге жизни, о солдатах, защищающих подступы к Ленинграду. Но есть и такие слова, которые как будто обращены к нам:

«Носитель смерти, враг –
Опять над каждым ленинградцем
Заносит кованный кулак.
Но, не волнуясь, не боясь,
Гляжу в глаза грядущим схваткам:
Ведь ты со мной, страна моя,
И я недаром – ленинградка.
Так с эстафетой вечной жизни,
Тобой врученною, отчизна,
Иду с тобой путем единым,
Во имя мира твоего,
Во имя будущего сына
И светлой песни для него».

В концерт-действо «Седьмая. Шостакович» 22 июня 2024 было вовлечено почти тысяча зрителей в зале. Многие пришли именно УВИДЕТЬ музыку. Напомним, проект, соединивший технологии видеомэппинга, свет и звук, впервые был реализован совместно с Региональным отделением ООГО «Российский фонд культуры» в Томской области 22 июня 2023 года, а в апреле этого года с успехом прошел в Иркутской филармонии и стал ключевым событием международного фестиваля искусств «Цветущий багульник» в Забайкальском крае. Но и повторенный заново он не утратил силы воздействия. Томская филармония намерена развивать этот проект.

Текст: Татьяна ВЕСНИНА
Фото: Ксения ЧЕЧЕЛЬНИЦКАЯ и Елена АСТАФЬЕВА