Когда речь заходит об органной музыке, то на ум, прежде всего, приходят имена композиторов, которые творили в эпоху барокко. Но если просят сопоставить имена современных авторов органных сочинений с мэтрами барокко, то одним из первых называют Олега Янченко. Среди композиторов ХХ века он пользуется всеобщим уважением и непререкаемым авторитетом.
Самый прекрасный исполнитель старинной музыки, основатель ансамбля «Мадригал», он написал немало органных сочинений в духе своих кумиров – глубоко, точно, без намека на сентиментальность, в чем-то даже аскетично. Но при этом у Янченко была, как говорят его друзья, ярко выраженная «моцартовская составляющая» – он умел быть легким и отчаянно озорным. К музыке Олег Янченко относился, как к смыслу жизни. Поэтому, когда слушаешь его произведения, кажется, что разговаривают именно с тобой, и ты сам, как будто находишься на исповеди.
Органная композиция «Собор в Шпейере» («Dom zu Speyer»), которая будет исполнена на концерте 2 октября в органном зале Томской филармонии, написана Олегом Янченко по заказу города Шпейера в 1987 году. В основе сочинения лежит отрывок «A solis ortus cardine» из григорианского хорала V века «Christum wir sollen loben schon». После премьеры в июле 1987 года в Кембридже произведение Янченко с успехом было исполнено в кафедральном соборе города Шпейера на Международном конкурсе органистов и с тех пор многократно звучало в концертах Олега Янченко в нашей стране и за рубежом.
На фестивале современной музыки «DENISOV» ее исполнит органист Томской филармонии Дмитрий Ушаков, который был лично знаком скомпозитором.
Наряду с опусом Янченко на концерте «Орган + хор» прозвучит еще одно современное сочинение – Хоровое акапельное сочинение выдающегося композитора ХХ века, нашего земляка Эдисона Денисова «Приход весны» на стихи А. Фета.