Здесь люди и музыка становятся друзьями...

Музыка, написанная двумя гениями и одним королём

10 февраля в Органном концертном зале состоится концерт «Бах против Пьяццоллы». Авторы программы и исполнители — арт-проект Томской филармонии Sonore и их гости. О концепции нового концерта, по традиции, рассказывает гитарист Евгений Чудаков:

— Иоганн Себастьян Бах и Астор Пьяццолла — два композитора, две противоположности. Жили в разное время. Творили в разных стилях и жанрах. Но чем хорош постмодерн, так это тем, что здесь нет ограничений для творческих переплетений мыслей и идей.

Идея сопоставления музыки Баха и Пьяццоллы не нова. В последнее десятилетие у нас в стране проходили подобные концерты. Однако вдохновением для создания нашей программы послужило выступление хорватского гитариста Зорана Дукича в лютеранской церкви Св. Марка в Сан-Франциско. Звучавшие в первом отделении пьесы Баха и Пьяццоллы были подобраны по принципу контраста. Услышав, как необычно и интересно звучит сочетание таких непохожих друг на друга произведений, сразу же возникла идея сделать свой концерт, составленный похожим образом.

В программе концерта будет звучать вторая часть Итальянского концерта Баха в фортепианном исполнении. Размеренность и лиричность этой музыки заставит слушателя погрузиться в состояние медитации и сосредоточения. Внезапное танго отвлечёт слушателей от глубоких мыслей и подарит новые впечатления.

Цикл «Времена года» Пьяццоллы ставит во главу угла чувства и эмоции, где время года лишь фон для изображения жизни в бедняцких кварталах Буэнас-Айреса. Этот цикл прозвучит в гитарном исполнении. Но не в том порядке, который задумывал автор: всё-таки идея нашего концерта — сопоставление.

Части цикла «Времена года» будут чередоваться с Сонатой для скрипки и клавира Ля мажор Баха. Соната состоит из четырех частей — так же как и цикл Пьяццолы. Соната полна размышлений. Несмотря на лад — мажор — в сонате нет какого-то сильного веселия, эта музыка довольно сдержана и аристократична.

У Баха не бывает произведений, написанных просто так. Роберт Шуман писал: «Бах был насквозь человеком, в нём не было ничего половинчатого, болезненного, всё написано как бы на вечные времена». Я полностью согласен с этим утверждением, и, по моему мнению, все произведения Баха в нашем концерте так и сквозят вечностью. А на контрасте с произведениями Пьяццоллы это качество его произведений можно будет отчётливо услышать.

Ближе к завершению концерта Пьяццолла с гитары переместится на фортепиано, и даже больше… Что может быть лучше фортепиано? Два фортепиано! В исполнении фортепианного дуэта прозвучат две тангедии. Слово «тангедия» обрадовано от двух слов «трагедия» и «танго». Это изобретение Пьяцоллы. Музыка была написана для фильма «Танго. Гардель в изгнании» 1985 года. Фильм об аргентинцах в изгнании в Париже во времена военной диктатуры в Аргентине. А разделит тангедии Прелюдия Баха Ми мажор для скрипки соло: и слушатели снова услышат явный контраст между звучащим и предыдущим произведениями.

Финалом всему станет орган. Шестиголосный ричеркар — жанр многоголосной инструментальной музыки — станет жирный точкой в этом противостоянии. Орган считается королём инструментов. Тема ричеркара тоже написана королём — прусским монархом Фридрихом II. Ричеркар — апогей всего концерта, и олицетворяет непоколебимость вечности над бренным, главенство Бога над мирским.

Билеты на концерт «Бах против Пьяццоллы» доступны и по «Пушкинским картам»

 

На видео Евгений Чудаков исполнил отрывки из произведений Баха и Пьяццоллы