Здесь люди и музыка становятся друзьями...

Музыка женщин-композиторов окажется в центре внимания слушателей концерта «Светлое и темное»

Всего три женщины-композитора представлены в программе органного концерта, который 26 апреля станет частью Всероссийского фестиваля «DENISOV. К 95-летию композитора».

Три автора музыки из одиннадцати – женщины. Но от этого их присутствие не кажется незначительным или случайным среди композиторов, пишущих не просто в наши дни, но экспериментирующих с современной музыкой.

«Тяжеловесом» в этой тройке выступает советский и российский композитор, заслуженный деятель искусств РФ София Губайдулина. Ее произведение, написанное в 1977 году, – «Светлое и темное», давшее название концерту, сегодня уже не воспринимается как авангардная музыка. Скорее, как классика авангарда.

– Это единственное сочинение Губайдулиной для органа. В нем много философии и глубины, – говорит Мария Блажевич, – оно о противопоставлении добра и зла, светлого и темного. Ноты этого сочинения очень интересные: есть места, где нет нот, а только условные знаки. Играю его со студенчества, когда училась в Казанской консерватории. А Губайлулина в Казани – культовая фигура. Поэтому не играть «Светлое и темное» просто невозможно. Заметила, что у слушателей эта композиция вызывает самые сильные эмоции, оставляет самые яркие впечатления.

С творчеством еще двух женщин-органистов и композиторов познакомит Мария Блажевич на концерте 26 апреля: это Олеся Ростовская и Елена Коземиренко. С обеими Мария знакома давно – учились вместе, а сейчас их связывают творческие проекты.

Олеся Ростовская не раз выступала в Томске – на форуме имени Эдисона Денисова в 2015 году и на фестивале в честь Денисова в 2019 году – с терменвоксом и как органистка. В следующем году томские слушатели вновь встретятся с Олесей в рамках абонемента «Орган плюс».

«Сюиту старинных танцев в средневековом духе» Олеси Ростовской Мария Блажевич играет давно. Четыре танца: павана, танец с хлопками, тарантелла, дикий бранль, – составляющие пьесу, написаны под старину. И по словам исполнительницы, музыка пользуются большим успехом у публики, потому что она очень яркая и искренняя. «И очень современная», – говорит М. Блажевич.

Сочинение «Звуки севера» Елены Коземиренко тоже звучало в Томской филармонии в 2022 году в программе «Хиты шести континентов». Но стоит напомнить, что в пьесе использованы темы и наигрыши народов Югры (песни «Кукушка», «Торум Майя»), которые проводятся в контрапункте с русской народной песней «Во поле береза стояла».

– Сама пьеса создает образ – поездку по заснеженной северной тундре на оленьей упряжке под светом ночных звезд и северного сияния, – поясняет Мария Блажевич. – Елена очень давно живет в Ханты-Мансийске. Можно смело утверждать, что она посвятила свою жизнь северу. Поэтому ее «Звуки Севера» привлекают внимание как исполнителей, так и слушателей.

Концерт «Светлое и темное» – участник федерального проекта «Пушкинская карта». Купить билет можно здесь.