Здесь люди и музыка становятся друзьями...

Немецкий композитор был вдохновлён романом русского писателя

Фантазия на хорал «Аллилуйя! Хвалим Бога» (входит в опус 52) была написана Максом Регером, в том числе, под впечатлением романа Льва Толстого «Воскресение».

Это малоизвестный, но очень любопытный факт, который совершенно неожиданным образом связывает Регера – стилистически очень, в общем, далёкого от русской музыки – с русской культурой.

Регер был восхищён романом Толстого: в письме австрийской пианистке Элле Керндль (ей посвящены некоторые фортепианные опусы Регера) он этот роман всячески рекомендовал: «Вы ещё не читали «Воскресение»? Если не читали, то прочитайте обязательно».

Об этом рассказал органист и музыковед Томской филармонии Дмитрий Ушаков в преддверии своего концерта «Готовим фугу», который состоится 24 мая и на котором он исполнит третью хоральную фантазию из 52-го опуса. Кстати, и для самого артиста, и для зрителей это будет премьера!

– Последние две хоральные фантазии из 52-го опуса неизменно входят в программу крупных органных конкурсов, – говорит Дмитрий Ушаков. – Я сам на Всероссийском конкурсе органистов в Казани, лауреатом которого я стал, играл вторую, а теперь вот буду играть третью.

Три хоральные фантазии из 52-го опуса выстраиваются в концепцию «смерть-воскресение-вечность». Первая говорит о смерти: это фантазия на хорал «Все люди должны умереть»; вторая символизирует воскресение и называется «Проснитесь, голос к нам взывает»; третья – «Аллилуйя! Хвалим Бога» – это сюжет о вечной жизни после воскресения.

В основе каждой из хоральных фантазий лежит тот или иной протестантский хорал, и каждая из них представляет собой очень свободную, прочувствованную музыкальную интерпретацию Регером этого хорала, причём всех его куплетов.

– Однако если первые две хоральные фантазии написаны на широко известные немецкие духовные песни, то к третьей никто, кроме Регера, никогда не обращался, – подчёркивает Дмитрий Ушаков. – Сам Регер говорил, что появлению 52-го опуса способствовали как раз драма Генрика Ибсена «Когда мы, мёртвые, просыпаемся» и роман Льва Толстого «Воскресение».

– «Аллилуйя! Хвалим Бога» – это, наверное, самое светлое произведение Регера, –продолжает Дмитрий Ушаков. – Эта музыка проникнута духом высокой радости, она очень энергетизирующая и виртуозная – заканчивается блестящей фугой.

КУПИТЬ БИЛЕТ на концерт «Готовим фугу» прямо сейчас. Концерт входит в проект «Пушкинская карта» и открывает музыкальный фестиваль «Летние вечера в Органном зале-2023»