В пятницу, 16 сентября, состоялась первая репетиция Томского академического симфонического оркестра с новым художественным руководителем и главным дирижером — народным артистом России Владимиром Понькиным.
Обстоятельства сложились так, что первую репетицию с оркестром перед фестивалем «Денис Мацуев и друзья» Владимиру Александровичу Понькину пришлось проводить в Органном зале. Сама судьба давала ему шанс вернуться на 38 лет назад и второй раз войти в ту же реку под названием «Томский симфонический оркестр». И в том же месте.
Он до сих пор помнит «странную, но очень интересную акустику на сцене и совсем другую в зале». В 1984 году он здесь дирижировал Четвертой симфонией Антона Брукнера. У оркестра еще не было звания «академический», а у него – званий «народный артист», «заслуженный деятель искусств» «лауреат театральной премии «Золотая маска» и ученой степени «профессор». Но ученик Геннадия Рождественского уже прошел боевое крещение конкурсом дирижеров в Лондоне, а главное в оркестре Мравинского (Ленинградской филармонии).
– Как я рада Вас видеть снова в Томске! Я Вас помню и нежно люблю, — призналась альтистка Мария Дьячкова после первого часа репетиции. — Я и тогда обожала, и сейчас обожаю. Мне кажется, я даже помню Ваш прекрасный парфюм…
— Это был «Саваж» от Диора, — подтверждает Владимир Александрович.
Из того состава оркестра на репетиции присутствовало пять человек. Для остальных в пятницу состоялось знакомство с новым Главным. По словам маэстро, он «прощупал» оркестр еще по видеозаписям и определил для себя проблемные зоны «для лабораторной работы». Его стратегические и тактические усилия были направлены на то, чтобы заронить в каждого музыканта «энергию зерна роста», и дать возможность этому «зерну» прорасти.
Начали с «Академической увертюры» Иоганнеса Брамса. Включить это сочинение в программу фестиваля «Денис Мацуев и друзья» предложил Владимир Понькин. И не просто предложил, но настоял.
— Это знак уважения Томскому университету и вообще университетскому Томску. Вы были на репетиции и слышали: в Увертюре звучат цитаты из студенческих песен, в том числе и студенческий гимн «Gaudeamus Igitur». Брамс написал ее как дань уважения университету Бреслау (современный Вроцлав), который присудил ему докторскую степень. И, кстати, написал для студенческого фестиваля. Я хочу дать понять, что симфонический оркестр в Томске – это часть университетской культуры. Я люблю «Академическую» еще и потому, что это виртуозное и сложное сочинение, но дает возможность услышать красоту звучания оркестра. Оно наполнено лирической теплотой и юмором, а главное – молодым задором.
«Академической увертюрой» И. Брамса Томский академический симфонический оркестр откроет второй фестивальный вечер.
Текст: Татьяна ВЕСНИНА
Фото: Игорь ВОЛК