23 декабря на сцене Большого концертного зала Томской филармонии работали девять дирижёров, по очереди сменяя друг друга.
Таким эффектным был финал Открытых международных мастер-классов по дирижированию симфоническим оркестром.
В гала-концерте «Девять дирижёров» приняли участие 8 молодых дирижёров. Заявленные в программе произведения, кстати, прекрасно знакомые широкой публике, звучали в этот вечер по-особенному.
– Международные открытие мастер-классы по дирижированию симфоническим оркестром проводились в Сибири впервые, – рассказал зрителям инициатор и ведущий этого уникального обучающего интенсива, профессор, народный артист России Владимир Понькин. – Изначально мы с моим ассистентом, замечательным дирижёром Игорем Берендеевым, с которым вы уже знакомы по двум томским концертам, планировали взять восемь активных участников, однако в результате к обучению было допущено в четыре раза больше талантливых, серьёзно думающих об этой труднейшей профессии дирижёров.
Заявок же на активное участие, в том числе из других стран, было подано ещё больше!
Неоценимый вклад в правильное воспитание начинающих дирижёров внесли концертмейстеры Ирина Тафрова и Карина Игнатьева, коллеги Владимира Понькина по Академия имени Маймонида Российского государственного университета имени Косыгина.
– Они играли так, как дирижёры им показывали, – продолжил своё вступительное слово Владимир Понькин. – Это самое ценное в воспитании дирижёров, потому что они как в зеркале видели результаты своей работы. Заключительным этапом мастер-классов стал контакт с Томским академическим симфоническим оркестром, блестяще справившемся со своей задачей! А между этапом работы с концертмейстерами и оркестром мы – и этого не делает больше никто в мире – погрузили всех участников мастер-классов в бассейн. По моему глубокому убеждению, рука дирижёра, которая почувствует пластику и сопротивление воды, становится необычайно чуткой и властной.
– Мы очень счастливы, что с сентября у Томского академического симфонического оркестра новый художественный руководитель и главный дирижёр Владимир Понькин, – отметила директор Томской областной государственной филармонии Наталия Чабовская. – Рады, что маэстро предложил провести в Томске эти международные мастер-классы. И что благодаря нашему сотрудничеству с томским отделением общероссийской общественно-государственной организации «Российский фонд культуры» этот проект состоялся!
– Итак, мы начинаем наш музыкальный праздник! – сказала ведущая концерта Дина Кирнарская, проректор Российской академии музыки имени Гнесиных, доктор искусствоведения, доктор психологических наук, профессор. – Начинающие дирижёры нам покажут, что они умеют, и на что мы можем рассчитывать в ближайшем будущем. Потрясающая смена!
В ходе концерта Дина Кирнарская рассказывала зрителям интересные факты об оркестре, звучавших произведениях и их композиторах.
Гала-концерт стартовал с увертюры Джузеппе Верди к опере «Сила судьбы» под руководством дирижёра из Томска Захара Никифорова. Это исполнение Дина Кирнарская охарактеризовала как «сибирское» – более спокойное, чем обычно.
«Размышление» для скрипки с оркестром Петра Ильича Чайковского, которым дирижировал Максим Ноговицын из Якутии, погрузило зал в мечтательное настроение.
Чжан Цзядун (Китай) так вдохновенно дирижировал концертной увертюрой Феликса Мендельсона-Бартольди «Гебриды, или Фингалова пещера», что буквально подарил зрителям музыкальное путешествие в это чудесное место.
Самую популярную на свете музыку Томский симфонический оркестр исполнил под руководством Фаузии Тажиной из Тюмени, и это была первая часть «Симфонии № 5» Людвига ван Бетховена.
Исполнение Вариаций на тему Гайдна Иоганнеса Брамса молодой дирижёр Диего Фернандо Каррион Гранда (Эквадор) посвятил своему учителю, который, к сожалению, уже ушёл из жизни. От этой простой, искренней, светлой музыки на душе стало теплее, а в зале – ещё уютней.
Зажигательный «Славянский танец № 8» Антонина Дворжака исполнил дирижёр Алексей Мезин из Одинцово. Сергей Симонов из Новосибирска дирижировал ещё одним зажигательным произведением – Симфонической картиной «Ночь на лысой горе» Модеста Петровича Мусоргского.
Максим Бетехтин из Москвы руководил исполнением второй части Оркестровой сюиты «Симфонические танцы» Сергея Васильевича Рахманинова.
Оркестровую пьесу «Таити Трот» Дмитрия Дмитриевича Шостаковича Томский симфонический оркестр исполнил под руководством Владимира Понькина и его совсем юного ассистента из зрительного зала.
– Илюша, сегодня я буду дирижировать твоей рукой, а ты запомни это ощущение и через несколько лет выйдешь сам, ты мне обещаешь? – уточнил маэстро перед тем, как начать.
Зрители очень тепло встречали и восторженно провожали артистов. Этот гала-концерт действительно стал самым настоящим праздником для всех – и для начинающих дирижёров, и для маленького мальчика, приглашённого на большую сцену, и, конечно, для любителей симфонической музыки.
Текст: Ирина ГЮНТЕР.
Фото: Елена АСТАФЬЕВА.