Здесь люди и музыка становятся друзьями...

Попытка № 2, или Счастье в любви?

Героини Островского ищут счастье в любви. Они любят так, как умеют, но счастливы ли они при этом? Это важный вопрос, который оставил нам драматург. Вопрос, над которым до сих пор ломают головы режиссёры, принимаясь за постановку того или иного произведения. Этот вопрос до сих пор находится в центре внимания филологов, изучающих творчество писателя.

– Когда я перечитывала Островского, заметила: в его пьесах женские характеры выписаны ярче мужских, – рассказывает Татьяна Веснина, кандидат филологических наук, музыкальный редактор Томской филармонии, автор сценария проекта «Островский в музыке». – Женщины – главные героини его творчества. Поделюсь и ещё одним наблюдением: героини Островского – Катерина Кабанова («Гроза»), Лариса Огудалова («Бесприданница»), Елена Кручинина («Без вины виноватые») – умеют любить, однако объекты их любви не достойны этих женщин.

Не достоин любви Юлии Тугиной мот и игрок Вадим Дульчин («Последняя жертва»), трусит барин Муров и не женится на актрисе Любови Отрадиной, имеющей от него ребёнка («Без вины виноватые»). 

– Катерина честно сознаётся своему мужу Тихону в измене, – продолжает Татьяна Веснина. – И не потому что боится наказания за грех. А потому, что она не может жить в неправде. Она – как птица, как песня – свободная. А Борис, которого полюбила Катерина, не свободен. И он испугался безоглядной любви Катерины. Он – часть «тёмного царства». Островский увидел в русской душе Катерины то, что другие не видели: не покорность, не смирение, не раскаяние, а добровольный выбор «гиены огненной» за радость одного мига жизни по душе, по страсти, по закону естества.

В «Бесприданнице» красавец Сергей Сергеевич Паратов упрекает Ларису Огудалову, что та, дескать, забыла своего любимого, предала любовь. А на деле: это он её предал, уехал в Сибирь, женился на «золотых приисках», чтобы поправить свои дела, но Ларисе в этом не признался. Лариса, как и Катерина, не знает половинчатых решений, она готова на любую жертву ради безобманной любви. И в смерти она видит освобождение от унизительного для неё положения – вещи. Вещи, которой играют богатые. Свою любовь она не продаёт. Не торгует собой.

Женскую судьбу Островский выписал великолепно. Великолепной оказалась и музыка, сопровождающая женские образы.

В любви ли счастье? Ищем ответ на концерте «Островский в музыке» 29 апреля в БКЗ.

Купить билет, в том числе и «Пушкинской картой» можно прямо сейчас.