Здесь люди и музыка становятся друзьями...

Пост про мужчин, или где «темная» сторона концерта?

Микаэл Таривердиев, Олег Янченко, Юрий Буцко, Валерий Кикта давно и прочно вошли в сонм классиков советской и российской музыки. Но с той же легкостью их можно причислить к нашим современникам. И даже произведения, написанные в 60-х годах минувшего ХХ века – еще не утратились пульсации нашего времени, примет текущего момента. Именно их сочинения составили основу программы концерта «Светлое и темное», который пройдет 26 апреля в рамках Всероссийского фестиваля современной музыки «DENISOV. К 95-летию композитора».

Откроет концерт произведение Юрия Буцко из «Большой полифонической тетради на древнерусские темы». Органистка Томской филармонии Мария Блажевич впервые исполнит фрагмент из этого философского сочинения: «Бродячая Русь Христа ради».

«Медитация» Олега Янченко – давно признана классикой органной музыки. Как признается Мария Блажевич, впервые эту музыку услышала студенткой Казанской консерватории, полюбила ее и стала играть.

– «Медитация» – одно из любимых моих сочинений. Пронзительная музыка! Позже композитор создал вокальный вариант, где в финале звучит молитва «Богородице Дево, радуйся», – рассказывает Мария Блажевич.

В ее исполнении прозвучат две хоральные прелюдии для органа Микаэла Таривердиева.

– Микаэл Леонович – один из моих любимых композиторов, играю его очень часто. На моих концертах бывает жена композитора – Вера Гориславовна Таривердиева. И всегда выражает признательность за живую память.

Единственный живой классик – Валерий Кикта. В программу включено его сочинение 1968 года – сюита «Орфей». По характеру программной музыки ее можно отнести к «темной теме». На это указывает название частей сюиты: «Орфей в царстве смерти», «Неугомонные гарпии», «Орфей с печальной тенью Эвридики», «Отчаяние Орфея», «Скорбящий Орфей взывает к богам».

– Валерий Кикта слышал мое исполнение, – рассказывает Мария Блажевич, когда я играла «Орфея» на первом Международном конкурсе им. В.А. Кикты в Архангельске в 2006 году. Я тогда была студенткой Казанской консерватории и заняла второе место. Сюиту «Орфей» учила специально для конкурса. В последующие годы концертной деятельности постоянно включаю в свои программы. Орфей – яркий персонаж. С ним связана тема вечной любви. Казалось бы, Кикта обращается к античным мифам, к древней европейской традиции, но в конце у него звучит Знаменный распев – известный православный распев. И это очень впечатляет.

Достойным продолжателем классиков выступает наш современник Андрей Шаров. В программу концерта Мария Блажевич включила его «Лакримозу» из сборника сочинений современных композиторов, которые писали на конкурс «Таврида». Он проводился в 2022 году. Организаторы конкурса обратились к Марии Блажевич с просьбой исполнить новые сочинения. И она сыграла произведение президента Фонда «Новые Классики», члена жюри конкурса композиторов «Новые классики Organ Taurida» Андрея Шарова. Премьера состоялась в Томске.

– После я исполняла «Лакримозу» не раз, чаще в храмах. Это произведение искреннее, трагичное, а его музыкальный язык хорошо воспринимается любым слушателем, подготовленным или неподготовленным, – говорит органистка Томской филармонии.

Как уверяет Мария Блажевич, играть музыку наших современников очень интересно: «Здесь нет других эталонов исполнения. Ты больше свободен в выражении чувств».

Концерт «Светлое и темное» – участник федерального проекта «Пушкинская карта». Купить билет можно здесь.