Здесь люди и музыка становятся друзьями...

Российский национальный музей музыки представляет выставку, посвященную 150-летию Сергея Рахманинова

Сергей Рахманинов: «Я – русский композитор…»

«Я – русский композитор…», — читают посетители концертов в Большом концертном зале, как только поднимаются в фойе на третьем этаже. И видят перед собой большой портрет Сергея Рахманинова. С Указом президента РФ «О праздновании 150-летиия со дня рождения С.В. Рахманинова» знакомятся другие посетители БКЗ, которые поднимаются «на паркет» с другой стороны.

Фотография 1890 года, с которой смотрит молодой композитор, и документ, подписанный в январе 2020 года, — это альфа и омега фотовыставки, которую представил в Томске Российский национальный музей музыки. Она раскрывает три ипостаси русского гения: композитор, пианист и дирижер. Хотя, по признанию самого Рахманинова, эти три стороны его личности никогда не проявлялись одновременно: «Когда я концертирую, то не могу сочинять… А когда испытываю желание сочинять, мне необходимо сконцентрировать внимание только на этом. Но тогда не могу дотронуться до инструмента. Когда же дирижирую, не могу ни сочинять, ни играть… Я могу делать что-то одно». И все-таки в восприятии современного человека Рахманинов – триедин в одном лице и велик во всем! Гигант, глыба, человечище!..

Экспозиция развернута так, что можно знакомиться с биографией Рахманинова и его творчеством с любой точки входа. История жизни русского музыкального гения может разворачиваться перед зрителем либо в хронологическом, либо в ретроспективном порядке.

В первом случае название уточняется полной цитатой на следующем стенде. «Я – русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка – плод моего характера, и потому это русская музыка». Это признание Сергея Рахманинова можно считать эпиграфом к выставке и самым точным определением его сущности как человека и как творца…

Именно в контексте неразрывной связи Рахманинова с Родиной и русской культурой авторами выставки предлагается рассматривать все композиторское наследие, начиная от его ученических работ, выполненных по заданию его педагогов – С.И. Танеева и А.С. Аренского, от рукописи партитуры оперы «Алеко», получившей одобрение П.И. Чайковского, до «Симфонических танцев», написанных композитором в иммиграции, в Америке, незадолго до кончины. В хронологическом порядке предстают фотографии и документы, в том числе и редко экспонируемые и малоизвестные, которые воссоздают биографию Рахманинова, а для кого-то уточняют, дополняют знания об этом русском гении.

Если смотреть на биографию композитора ретроспективно, то неизбежно приходишь к выводу, что юбилей С.В. Рахманинова – событие национальное. География городов, где чтят память самого русского композитора, фотографии памятников, мемориальных досок, музеев и зданий, так или иначе связанных с именем юбиляра, каким-то непостижимым образом рифмуется с разветвленным генеалогическим древом рода Рахманинова, что открывает экспозицию.

Особенность выставки не только в том, что она передвижная, но и в том, что каждый стенд (читай: тема и сюжет) снабжены QR-кодами, с помощью которых можно прослушать фондовые записи известных произведений в исполнении самого автора или выдающихся музыкантов. Необычное дополнение – записи радиопередач не имеющего аналогов в мире мультимедийного проект «Экспомузыка», представленного на сайтах радио «Орфей» и Российского национального музея музыки.

Выставка будет размещена в фойе Большого концертного зала до конца года. Каждый посетитель БКЗ сможет ознакомиться с ней бесплатно, если приобретет билет на какой-либо концерт, проходящий в филармонии.

Текст: Татьяна ВЕСНИНА
Фото: Елена АСТАФЬЕВА