Здесь люди и музыка становятся друзьями...

Русскую Лапландию открыли в филармонии

Иван Наборщиков и «Всероссийские филармонические сезоны» снарядили музыкальную «экспедицию» на север.

Есть место на планете, о котором знают все, но мало кто бывал там. Это Лапландия. Достоверные знания об этом северном, неуютном, почти непригодном для жизни крае, нетрудно почерпнуть из научных источников. Но зачем нужны энциклопедии, когда есть Сибелиус и Григ? Они, опираясь на фольклор народов, населяющих эту землю, в своей музыке создали свою географию и этнографию, проложили свой маршрут, где живет Пер Гюнт, откуда начинает свой путь к людям Санта-Клаус, побратим нашего Деда Мороза, где только ре минорная тональность колористически подходит к описанию обветренных фьорд и неласковость моря.

Кстати, есть и Русская Лапландия – территория Кольского полуострова, где располагались Олонецкая и Двинская провинции, где жили лопари, которые встречаются в сказке «Снежная королева», сегодня этот народ называет себя саами.

Русскую Лапландию, свою Лапландию, на концерте создали музыканты: Томский академический симфонический оркестр, его художественный руководитель и главный дирижер – народный артист РФ Владимир Понькин и столичный скрипач – лауреат международных конкурсов Иван Наборщиков.

«Экспедицию» на север континента собрал проект министерства культуры Российской Федерации «Всероссийские филармонические сезоны». В рамках этого проекта 13 ноября состоялся концерт «Магия Лапландии» в Большом концертном зале Томской филармонии.

Знаменитый скрипичный Концерт Сибелиуса в трех частях – это непрерывно льющаяся мелодия, в которой тема Родины, (тема загадочной Лапландии, если говорить о дискурсе музыкального вечера) заявлена сразу, с первых тактов. Ре-минорный колорит музыки создает образ суровой, мрачно-романтической земли. Приглушенный оркестровый фон сопровождал одинокое движение скрипки Наборщикова.

Вариативность музыкальных фраз, которые с легким изяществом «произносил» скрипач – это и есть движение по бесконечной заснеженной равнине. Солист и оркестр совместными усилиями рисовали зимний пейзаж с преобладанием холодных тонов.

Временами взволнованная, с оттенками драматизма, игра Наборщикова, особенно в первой каденции, заставляла и слушателей остро переживать за превратности судьбы и ждать благополучного разрешения событий на этом сложном пути. И чем сильнее сжималась пружина этого ожидания, тем радостнее откликнулось сердце на нежную, элегическую, откуда-то издали идущую светлую (Си-бемоль мажорную) тональность в голосе солирующей скрипки. В этом месте скрипка на недолгие мгновения заговорила высоким слогом русского романса! Вновь виртуозный пассаж скрипки – и тут началось! 

Началось то, что давно жаждала душа – стремительное, неудержимое нарастание звука и яростного темпа. Оркестр вырвался в лидеры. Владимир Понькин управлял этой «тройкой» быстро несущейся музыки, в которой то преобладали мрачно-героические краски, то их перебивали светлые, танцевальный ритмы. Совершенно дивно звучали флейты, которые и создавали волшебную игривость в противовес монументальности образов, создаваемых струнными.

И вновь, как рапсод, скрипка Наброщикова, стала повествовать о древних мифах Скандинавии.

Концерт Яна Сибелиуса подготовил слушателей к драматической истории Пер Гюнта. Эту историю странствий по Лапландии и всему миру оркестр, руководимый Владимиром Понькиным, «рассказал» с помощью не менее шедевральной музыки Эдварда Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт». Несмотря на то, что произведение не раз звучало со сцены Большого концертного зала, но всякий раз оно заставляет волноваться слушателей, искать в музыке усладу и отдых.

Имя Грига стало символом Норвегии, как и имя Сибелиуса – Финляндии. Поэтому под музыку о скитаниях и приключениях заносчивого мечтателя Пер Гюнта, слушатели воображали сказочную страну, где божественно прекрасно каждое утро. И по-другому вообразить себе невозможно – до того красива музыка в пьесе-пейзаже «Утро». Покой и безмятежность – желанные состояния, в которые хочется погрузиться, чтобы на час-другой забыть о тревогах дня нынешнего.

Возможно, об этом думали многие, кто пришел воскресным ноябрьским вечером на концерт «Магия Лапландии». И хотя потом последовали драматические страницы этой скандинавской «саги» — «Смерть Озе» (смерть матери Гюнта), а еще дальше – фантастический танец злых троллей «В пещере горного короля», но слушатели уже запомнили то невесомо-прекрасное состояния покоя и тишины в сердце. Сказочная музыка Сибелиуса и Грига в прекрасном исполнении дала эту возможность. И как важен этот глоток радости! Как же нужна эта магия искусства сегодня!

Текст: Татьяна ВЕСНИНА
Фото: Елена АСТАФЬЕВА