Игорь Берендеев: «Ее должны слышать, вспоминать, узнавать».
Великая Отечественная война оставила отпечаток в судьбе каждого ныне живущего человека. Сегодня, 22 июня, вся страна вновь вспоминает своих героев.
– Мои дедушка и бабушка познакомились на фронте. Он служил артиллеристом, она была медсестрой, – говорит Игорь Берендеев, дирижер проекта «Седьмая. Шостакович. Концерт-действо».
О войне я знаю из рассказов бабушки, дедушку запомнил плохо – он рано ушел. Про войну я расспрашивал, но бабушка говорила с неохотой. Знаю, что было очень тяжело. Что дедушка служил во Втором Белорусском фронте (оперативно-стратегическом объединении вооружённых сил СССР времён Великой Отечественной войны. – Прим. ред.). Был в ближайшем окружении Константина Рокоссовского (одного из крупнейших полководцев Второй мировой войны. – Прим. ред.). Они даже дружили. Дедушка хранил именное оружие, подаренное Рокоссовским.
После войны бабушка с дедушкой остались в Берлине, какое-то время дедушка служил там в контрразведке – в так называемом СМЕРШе (СМЕРШ – советская военная контрразведка, созданная в годы Великой Отечественной войны, название произошло от словосочетания «Смерть шпионам»; здесь служили лучшие разведывательные кадры страны. – Прим. ред.). В послевоенном Берлине родилась моя мама.
Музыкальным отражением эпохи, для меня, является Седьмая Шостаковича. Композитор непосредственно участвовал во всех событиях – встретил начало войны, встретил начало блокады Ленинграда, работая там пожарником и сбрасывая зажигательные бомбы с крыш домов, и только когда ситуация стала совсем сложной, его эвакуировали. Дмитрий Шостакович почувствовал и отразил состояние людей того времени. Это и страх, это и отчаяние, это и очень характерное для русского человека состояние доведения до крайности, когда включаешься в борьбу на пределе и преодолеваешь немыслимые трудности. Здесь и мужество, здесь и воля к победе, здесь и жертвенность. Тут весь спектр эмоций, которые витали в воздухе в то время. В этой музыке надежда на то, что всё закончится хорошо, вера в победу.
Седьмая симфония Шостаковича – это музыка, которая должна звучать, её должны слышать, её должны вспоминать, её должны узнавать. Эта музыка должна жить, потому что в ней заложено огромное количество информации – чувств, мыслей. Уверен, она имеет очень сильное влияние на человеческое сознание, на образ мышления.
Эта музыка не имеет ни возрастного ценза, ни каких-то ограничений по восприятию. Она важна как для молодёжи как рассказ о том, что происходило, так и для старшего поколения как воспоминания и как напоминание об огромной силе духа людей, которые перевернули ход истории и сделали победу возможной.
Мне кажется, в Седьмой Шостаковича каждый услышит своё. И каждый должен услышать в ней что-то своё. А чтобы услышать и почувствовать, нужно обязательно быть в зрительном зале.
Сегодня в БКЗ Томской филармонии концерт-действо «Седьмая. Шостакович». Проект, объединивший классическое исполнение легендарной симфонии и арт-технологии.
Начало в 19:00 часов. Просим зрителей не опаздывать. После третьего звонка вход в зал будет закрыт – мероприятие организовано в формате действия, которое требует полной темноты.
Билеты на концерт-действо «Седьмая. Шостакович» еще доступны на сайте и в кассах филармонии. Проект доступен в рамках «Пушкинской карты».