9 августа 1942 года в переполненном зале Ленинградской филармонии состоялось долгожданное исполнение Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича. В это время город находился в осаде немецких войск. Артиллеристам, защищавшим город, был отдан приказ командующего Ленинградским фронтом Леонида Говорова подавлять огонь противника. Во время исполнения симфония транслировалась по радио и громкоговорителям городской сети. Её слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска.
22 июня 2023 года легендарная Седьмая – Ленинградская – симфония Шостаковича прозвучит в Томске. В Большом концертном зале Томской областной государственной филармонии. В исполнении самого большого музыкального коллектива региона – Томского академического симфонического оркестра.
Место за дирижёрским пультом займёт Игорь Берендеев (Москва) – дирижёр, с которым маэстро Владимир Понькин познакомил Томскую филармонию в минувшем творческом сезоне, и который за этот год стал не просто желанным гостем, а большим другом учреждения.
Для Игоря Берендеева исполнение Седьмой симфонии в Томске – большая честь. Это и дань памяти великому подвигу нашего народа, и благодарность живым ветеранам войны и тыла, и встреча с томскими потомками поколения победителей.
Накануне исполнения Седьмой симфонии мы поговорили с Игорем Берендеевым не только о музыке, но и о личной истории, связанной с Великой отечественной войной.
Игорь Юрьевич, какой след оставили события 1941-1945 годов в вашей семейной истории?
– Война, наверное, ни одну семью в нашей стране не обошла стороной. Не является исключением и моя семья. Мои дедушка и бабушка познакомились на фронте. Дедушка служил артиллеристом, бабушка была медсестрой. Дедушка прошёл практически всю войну, бабушка, если я правильно помню, попала на фронт в 1942 году.
Дедушку я запомнил плохо, он раньше ушёл из жизни. Бабушка ушла позже, и были моменты, когда мы общались, и я спрашивал про войну. Конечно, все рассказы были с неохотой и очень тяжёлыми воспоминаниями, потому что война оставила очень глубокий след в жизни.
Дедушка служил во Втором Белорусском фронте (оперативно-стратегическом объединении вооружённых сил СССР времён Великой Отечественной войны. – Прим. ред.). Был в ближайшем окружении Константина Рокоссовского (одного из крупнейших полководцев Второй мировой войны. – Прим. ред.). Они даже дружили. Дедушка хранил именное оружие, подаренное Рокоссовским.
После войны бабушка с дедушкой остались в Берлине, какое-то время дедушка служил там в контрразведке – в так называемом СМЕРШе (СМЕРШ – советская военная контрразведка, созданная в годы Великой Отечественной войны, название произошло от словосочетания «Смерть шпионам»; здесь служили лучшие разведывательные кадры страны. – Прим. ред.). В послевоенном Берлине родилась моя мама.
Это, наверное, всё, что осталось у меня в памяти. Факты, которые я узнал у дедушки, вряд ли стоит рассказывать, потому что это очень тяжёлая информация.
О чём Седьмая симфония именно для вас?
– Для меня Седьмая симфония – это, наверное, музыкальное отражение эпохи. Дмитрий Шостакович участвовал непосредственно во всех событиях – он встретил начало войны, встретил начало блокады Ленинграда, работая там пожарником и сбрасывая зажигательные бомбы с крыш домов, и только когда ситуация стала совсем сложной, его эвакуировали. Дмитрий Шостакович почувствовал и отразил состояние людей того времени. Это и страх, это и отчаяние, это и очень характерное для русского человека состояние доведения до крайности, когда включаешься в борьбу на пределе и преодолеваешь немыслимые трудности. Здесь и мужество, здесь и воля к победе, здесь и жертвенность. Тут весь спектр эмоций, которые витали воздухе в то время, и, конечно же, надежда на то, что всё закончится хорошо, вера в победу.
Кого вы ожидаете увидеть на концерте в Томске? Кого вы приглашаете?
– На концерте я ожидаю увидеть всех, приглашаю всех, потому что Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича – это музыка, которая должна звучать, её должны слышать, её должны вспоминать, её должны узнавать. Эта музыка должна жить, потому что в ней заложено такое огромное количество информации, чувств, мыслей, что, мне кажется, она имеет очень сильное влияние на человеческое сознание, на образ мышления.
Эта музыка важна для всех. Она не имеет ни возрастного ценза, ни каких-то ограничений по восприятию. Она важна как для молодёжи как рассказ о том, что происходило, так и для старшего поколения как воспоминания и как напоминание об огромной силе духа людей, которые перевернули ход истории и сделали победу возможной.
Мне кажется, каждый услышит в ней своё. И каждый должен услышать в ней что-то своё. А чтобы услышать, нужно прийти на этот концерт и постараться почувствовать всё, что в ней есть.
Первое исполнение в блокадном Ленинграде проходило в концертном зале филармонии и транслировалось на все громкоговорители, на все средства связи, и каждый человек, находящийся в городе, мог это услышать. Вечером 22 июня эта замечательная музыка будет звучать в Большом концертном зале Томской филармонии, вход свободный для всех!
Это будет концерт-действие – мировой музыкальный шедевр плюс малоизвестные хроники блокадного Ленинграда плюс свето-инсталляция. Объединение музыки, которая стала символом Победы, с современными технологиями, стало возможным благодаря совместной организации мероприятия Томской филармонией и Региональным отделением ООГО «Российский фонд культуры» в Томской области.