Здесь люди и музыка становятся друзьями...

Сергей Батенёв ответил на вопросы Томской филармонии

Рапсодия или вариации на тему Паганини Сергея Рахманинова – одно из ярчайших произведений для фортепиано с оркестром. Сочинение – столь необычное и красочное – получило признание сразу после премьеры (1934 год): публика буквально влюбилась в него. И по сей день – а в 2023 году музыкальный мир отмечает 150 лет со дня рождения Рахманинова – вариации не теряют своей актуальности.

25 мая Рапсодия на тему Паганини прозвучит в «Концерте классической музыки». Исполнители – Томский академический симфонический оркестр под управлением Игоря Берендеева (Москва), солист – талантливый молодой пианист, студент 1 курса магистратуры Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки Сергей Батенёв (фортепиано, Новосибирск).

«Концерт классической музыки» – один из первых в череде «Летних вечеров в Органном зале», а значит доступен по спецпредложению. Билеты со скидкой 10-20% теперь можно купить и онлайн.

В преддверии «Классического концерта» мы поговорили с солистом Сергеем Батенёвым.

Сергей, выступали ли вы раньше в Томске?
– Да, я играл несколько концертов в зале Томского государственного университета, последний был с оркестром. Я очень счастлив, что у меня сложились такие тёплые отношения с Томском. За что очень благодарен заведующей кафедрой специального фортепиано ТГУ Людмиле Викторовне Булгаковой и своему преподавателю – профессору Дине Леонидовне Шевчук. Всегда очень рад играть в Томске, здесь чрезвычайно трепетная и тёплая атмосфера, очень отзывчивая публика. Бывает, что получаешь в ответ больше, чем даёшь сам. Всегда уезжаю из Томска в самом лучшем расположении духа.

Какое место в вашем репертуаре занимает Рахманинов?
– Пожалуй, одно из основных. С юных лет Рахманинов мой любимый композитор.

Вы уже исполняли Рахманинова в этом, юбилейном для композитора, году?
– Да, с огромным удовольствием играл Вариации на тему Шопена (опус 22). Немного забытое сочинение, его редко исполняют, поскольку считают не самым удачным. А мне кажется, что это совершенно замечательная музыка.

В Томске вы исполните Рапсодию на тему Паганини (опус 43), это произведение уже было у вас в руках или разучивали специально?
– Я его уже играл. Но исполнить на сцене с оркестром не имел радости. Очень счастлив, что появилась такая возможность!

Вы исполните все 24 вариации? Какая из них вам самому больше всего по душе?
– Да, в этом сочинении не предусмотрено исключение некоторых вариаций. Конечно, знаменитая восемнадцатая – самая любимая. Здесь я не буду оригинальным.

Рапсодия на тему Паганини – о чём эта музыка для вас? Какова ваша интерпретация?
– Это уже совершенно другой Рахманинов. В этом концерте (произведение часто называют Пятым фортепианным концертом. – Прим. автора) не так много лирики, которую мы привыкли слышать в его музыке. Очень много «дьявольщины», выраженной и в выбранной теме, и в джазе (влияние Америки), которым, как мне кажется, Сергей Васильевич уже насмехается над суровой Dies irae. Джаз здесь является символом зла, в отличие от Рапсодии Гершвина. Колористично яркий концерт с замечательной, богатой оркестровкой, сочетающий в себе романтизм XIX века с новыми веяниями.

Использование джаза, виртуозности, как явления массовости, мне кажется, говорит об ироническом характере концепции сочинения. Есть и противовес – лирические вариации как реминисценции. Содержание Рапсодии для меня заключается в столкновении этих образов как внутреннего конфликта артиста (а также конфликта с массовостью), который должен следовать современным тенденциям.

В историю мировой музыкальной культуры ХХ века Сергей Рахманинов вошёл как хранитель и защитник «традиционных ценностей» в музыке. Его Рапсодия на тему Паганини – это шедевр культуры XX века, сохраняющий собственную ценность и в настоящее время: эта Рапсодия считается одним из самых современных и вечно молодых произведений композитора. Сплетение жанров, исключительное видение образа, понимание содержания, возможность экспериментировать позволили Сергею Рахманинову создать неповторимое сочинение. Неповторимым становится и каждое исполнение.

КУПИТЬ БИЛЕТ, в том числе «Пушкинской картой» на концерт можно прямо сейчас.

Вопросы: Ирина ГЮНТЕР.
Фото и видео: Из личного архива Сергея БАТЕНЁВА.

Рапсодия на тему Паганини Сергея Рахманинова, 18 вариация. За роялем – Сергей Батенёв (Новосибирск). Скоро в Томске!