Сегодня к репетициям проекта «Достоевский в музыке», премьера которого запланирована на 21 апреля в БКЗ Томской филармонии, присоединилась Светлана Войткевич – кандидат искусствоведения, профессор кафедры истории музыки, проректор по творческой деятельности Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского, заслуженный работник культуры Красноярского края.
Работа над проектом началась давно: Светлана Войткевич – автор сценария новой программы абонемента «Литература в музыке» (сезон 2023/24) и одна из трёх (!) литературных ведущих предстоящего концерта. Сегодня все участники «пробуют» сцену и «сшивают» двухчасовое музыкально-литературное действие. Музыковед приехала в Томск накануне и уже поделилась своими впечатлениями.
Светлана, интересно ли вам работать над программой «Достоевский в музыке»?
– Конечно! Это, прежде всего, связано с тем, что Достоевский в контексте музыкального пространства – моя тема, я давно ею занимаюсь.
Нередко Достоевский воспринимается как писатель пессимистичный, даже депрессивный, поднимающий очень сложные вопросы. Ещё Достоевского воспринимают как каторжника, игрока, говорят о его страстных романах. Хотелось бы разбить эти клише и расширить представления о писателе. Так что мы постараемся удивить зрителей и открыть им новые грани личности Достоевского!
С какими сложностями в работе вы столкнулись?
– Главная сложность состояла в том, что впервые в жизни мне пришлось составлять сценарий для такого проекта. Безусловно, как у любого музыковеда, давно работающего на сцене, у меня есть опыт написания сценариев. Но, одно дело, когда ты работаешь над программой концерта, когда нужно подготовить слушателя к восприятию музыки и сделать так называемую «подводку» к произведению, а другое, когда организаторами поставлена задача сделать музыкально-литературную композицию с элементами театрализации и при этом учитывая, что программа должна быть интересна молодёжи! Я внимательно смотрела все программы томского проекта «Литература в музыке», чтобы вдохновиться ими и сделать что-то достойное. Насколько этот опыт оказался успешным, мы увидим уже в это воскресенье.
Над проектом работает замечательная команда: опытные режиссёр и актёры. Надеюсь, что вместе мы сделаем интересную и яркую программу, программу, которая позволит слушателю выйти после концерта с иным представлением о Достоевском.
Тысячи томичей отдали предпочтение нашей «Литературе в музыке». Как вы оцениваете проект?
– Этот проект невероятно интересный, перспективный и, главное, нужный! В числе сильных сторон проекта является стремление к синтезу музыки, слова и театрализации. На мой взгляд, организаторам удалось привлечь очень интересных исполнителей в драматическом плане, и создавать – всякий раз – такую программу, которая соединяет драматическое и музыкальное начало. Следовательно, те, кто приходит просто послушать музыкальные произведения в исполнении симфонического оркестра, получают ещё и дополнительные знания о жизни и творчестве писателей. А те, кто приходит узнать больше о писателях, попутно знакомятся с симфоническим оркестром, с классическими и современными произведениями, обогащаются, слушая музыку.
Проект развивается в процессе реализации. И если посмотреть его в динамике – от первой программы к последующим – становится очевидным, что с каждым новым концертом проект обретает новые грани, появляются новые сценарные и режиссёрские находки. Слушатели, которые приобрели абонемент и посещают все программы, думаю, тоже не могут этого не отметить.
Ещё один важный момент – это работа с держателями «Пушкинских карт», слушателями возрастной категории от 14 до 22 лет. Красноярская филармония проводила специальный мониторинг программ, и выяснилось, программы для детей дошкольного и младшего школьного возраста существуют и реализуются; богатый выбор программ предоставляется слушателям более старшего возраста. А вот программ для держателей «Пушкинских карт» крайне мало. Мне кажется, что концерты проекта «Литература в музыке» как раз ориентированы на подростков и молодёжь. Причём авторы программ стремятся наполнить их интересными произведениями высокого уровня и, в то же время, сделать отвечающими современным требованиям! Известно, что современные школьники, так называемое «цифровое поколение», нацелены на получение короткой информации и, желательно, в яркой форме. Придя на концерт проекта «Литература в музыке», они могут узнать больше о том или ином писателе и, вместе с тем, открыть для себя что-то из мира музыки – музыки, которая написана на сюжеты писателей, и музыки, которую они любили слушать.
Ещё одна сильная сторона проекта – прямая трансляция и запись трансляций, которые затем остаются доступными к просмотру. Эти записи могут в дальнейшем послужить разработке учебных пособий и материалов, а также быть востребованы педагогами на занятиях в качестве видео иллюстраций.
Проект «Литература в музыке» представляется мне очень перспективным. Подобного рода проекты нередко поддерживаются грантами государственного уровня, чего я и желаю Томской филармонии!
Успей купить билет на «Достоевского в музыке», в том числе и «Пушкинской картой».