Томский академический симфонический оркестр накануне Дня Победы дал два концерта в Томском районе и впервые выступил в селе Кафтанчиково
Победный май украсил улицы, скверы и площади флагами, праздничной символикой, а дома – в символы торжества мира. Голуби и георгиевская лента в окнах, а на стенах портреты земляков – героев Великой Отечественной войны, рядом детские рисунки на тему «Война и Победа» –такой наглядной агитацией встречали Дома культуры в Кисловке и Кафтанчикове музыкантов Томской филармонии.
Накануне Дня Победы, 8 мая, Томский академический симфонический оркестр дал два концерта для жителей Томского района. Несмотря на близость к областному центру самый большой творческий коллектив региона не часто выступает в населенных пунктах района, а в Кафтанчиково он приехал впервые. Поэтому жители обоих сел стали наполнять зрительные залы за час до концерта. Все были переполнены радостным ожиданием песенного праздника.
До начала концертов у музыкантов было время настроить инструменты, порепетировать, отведать угощение гостеприимных хозяев и даже познакомиться с изобразительным творчеством юных жителей Кисловки и Кафтанчиково.
Взгляд детей XXI века на исторические катаклизмы ХХ века поразил символическим совпадением с сюжетами песен, включенных в программу концерта. На альбомных листах гремели взрывы, шел танк, стреляла пушка, бомбардировщик сбрасывал бомбы, а два бойца готовились принять бой – ну, чем тебе не история защитников из песни «На безымянной высоте»?! На другом рисунке девушка прощается с парнем в гимнастерке – она могла быть и Катюшей, и Женькой из оперы «А зори здесь тихие…». А вот и 9 мая, и гвардейская лента, и цифры «1941-1945», и по Красной площади идут танки – сюжет «Дня Победы» и «Поклонимся великим тем годам».
Детские рисунки – особый камертон. Они настроили всех на высокую патриотическую тональность.
Музыка сразу объединила зрителей и исполнителей. Она была знакома каждому взрослому. И даже, когда оркестр под управлением Владимира Дорохова, исполнял инструментальную композицию из фильма «Белорусский вокзал», которая открыла концерт, кое-кто из зала вполголоса пел: «И значит нам нужна одна победа – одна на всех мы за ценой не постоим…». Автор слов и музыки Булат Окуджава – фронтовик, и его гражданская лирика воспринимается как самое достоверное свидетельство мужества защитников и их беззаветной преданности Родине. И каждый помнит, что стоит за словами «одна на всех…».
Песня «Эх, дороги» тоже родилась после Победы, осенью 1945-го, но и в ней чувствуется дыхание военного времени. Лев Ошанин рассказывал, что написал стихи, когда «под Жиздрой мы лежали в поле, настигнутые бомбежкой, и русоволосый лейтенант, упавший рядом, уже не встал».
— В первые дни великой беды музыка начала свой путь к Победе, — заметила ведущая концерта, музыковед Вера Тимофеева, представляя песни военных лет.
Она напомнила, что уже в первые дни войны была написана «Священная война», и на Белорусском вокзале ее исполнил ансамбль Красной армии, которым руководил сам Александр Васильевич, автор этого неофициального гимна Великой Отечественной. А другой Александр Васильевич – Суворов говорил, что «музыка удваивает, даже утраивает силы бойца». В память о всех защитниках России прозвучал знаменитый марш Василия Агапкина «Прощание славянки».
Вячеславу Клименко, исполнившему песню Вениамина Баснера и Михаила Матусовского «На безымянной высоте», зал кричал: «Браво!». Такой же зрительской оценки удостоилась и Юлия Шинкевич за песню «Жди меня, и я вернусь» на стихи Константина Симонова. «Катюшу» жители Кисловки объявили хором, а в Кафтанчиково пели вместе с солисткой филармонии. «Песенка фронтового шофера» зажгла зал в Кисловке. Жители пели, размахивали флажками, а зрители Кафтанчиково после этой песни подарили цветы солистам. Финальный аккорд концерта — тухмановский «День Победы» (слова Харитонова) и в Кисловке, и в Кафтанчиково исполнили всем миром.
… После концерта в Кисловке Владимир Александрович Жаликов и Галина Николаевна Гончарова не торопились покидать зал, будто растревоженная песнями память о прошлом их не отпускала.
– Мы – дети войны, и песни, что сегодня исполнялись, нам хорошо знакомы. В них наша судьба, — признается Галина Николаевна. – Моя мама работала почтальоном, и я помню, как она приносила похоронки домой и долго не решалась идти по адресам. Разносила их в самую последнюю очередь.
— Когда Сталинград бомбили, я жил в саратовской деревне, и через нее шли солдаты туда – защищать Сталинград, — вспоминает Владимир Александрович. – Было мне в ту пору четыре с половиной года. Ночью слышу какой-то странный звякающий звук: выглянул в окно, а это они, солдаты, шли, в касках и сапогах. На Волге я оказался в эвакуации. Мой отец был пограничником в Гродно. Он принял первый бой 22 июня. Но как только увидел, что бомбят казармы, тут же приказал жене, моей маме: «Маша, собирай вещи – и уезжайте с сыном. Сейчас машина придет и отвезет вас на вокзал». Мама в спешке схватила чемодан, и лишь позже выяснилось, что от страха она перепутала и взяла чемодан с вещами отца.
Сибиряками Галина Николаевна и Владимир Александрович стали относительно недавно, когда приехали к внучке нянчить ее детей, своих правнуков. Но и они намерены были прийти 9 мая на митинг, чтобы почтить память погибших сибиряков в Великой Отечественной.
Много детей войны было и на концерте в Кафтанчиково. Благодаря песням как будто в свое детство вернулись.
— Замечательный концерт! Очень понравился! Молодцы! Оркестр впервые выступал у нас – и это особый подарок. А какие голоса у певцов! Подпевала с удовольствием, — так отозвалась о выступлении музыкантов филармонии Людмила Ивановна Бражникова (Лебедева), учительница из села Кафтанчиково.
Имя ее отца, Ивана Иннокентьевича Лебедева, высечено на обелиске павшим землякам. Поэтому День Победы для Людмилы Ивановны – праздник родной, святой.
— Я родилась в 1940-м, но кое-что помню. Особенно последние годы войны, — рассказывает она. – В семье нас четыре девочки росло, после гибели папы в первый год войны под Воронежем, мама нас растила одна. Правда, был еще дедушка, но он был очень стареньким. Смутно помню тот день, когда пришла похоронка. Но врезалось в память: все плачут… От папы остались письма – треугольнички фронтовые и фотокарточки. После войны тоже было тяжело, но мама всем нам дала образование. Двое из нас стали учительницами. Я сорок лет преподавала в младших классах в родном селе. Потому что педагогика – у нас дело семейное, наследственное. Мой родной дядя до войны работал учителем. Он тоже погиб.
На концерте было много молодых семей, которые пришли с маленькими детьми. Для последних все было в новинку – и оркестр, и песни. Красота и напевность песен им явно понравились – они махали флажками и пританцовывали.
— Приезжайте к нам еще! – кричал зал артистам, вышедшим на поклоны.
– Обычно мы в город едем, чтобы послушать оркестр, а тут оркестр к нам приехал. Да еще с такой программой! Я так рада, что Кисловка и Кафтанчиково услышали оркестр! – не скрывала своей радости Александра Львовна Тихонова, директор Кисловского Дома культуры.
Текст: Татьяна ВЕСНИНА
Фото: Владимир БОБРЕЦОВ